Иван Бунин. Тёмные аллеи

В 2015 году исполняется 145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870), поэтому повышен интерес к его жизни и творчеству. Родился писатель в Воронеже, детство провёл в Орловской губернии. Он прекрасно знал жизнь дворянских усадеб, деревень, провинциальных городов. Был поэтом, певцом русской природы, «мыслил образами», моментально «схватывал» и запечатлевал в уме всё увиденное. В своей автобиографической повести «Жизнь Арсеньева» восхищается литературным языком Льва Толстова: лучше, кажется, и написать нельзя! Сам был образцом прекрасной прозы, например, для Валентина Катаева. В то же время к своим коллегам по писательскому труду (и ко многим сторонам жизни) высказывал весьма критическое отношение, иногда прямо-таки беспощадное. Как стало видно с течением времени, часто бывал прав. Но также часто – несправедлив.

Бунин ощущал себя одиноким наследником великой традиции реализма, «праведником среди грешников», посланником XIX-го века в XX-ом. Он страдал за себя, и за настоящее искусство, которое, с его точки зрения, декаденты и модернисты подменяют фокусами, кривляньем, пошлостью и патологией.

Бунин оказался яростным и непримиримым противником революции. С 1920 года до самой смерти (1953 год) он прожил в эмиграции, отверг все приглашения сталинского правительства вернуться (хотя очень переживал за Россию в годы Великой Отечественной войны). В 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Умер и похоронен в Париже.

Жизнь в глубинке России, в русской деревне Бунин до революции изображал весьма реалистично и жёстко. Романтические и ностальгические нотки появились в его творчестве в эмиграции.

Любовная тема – основная для последней книги писателя «Тёмные аллеи». Тридцать восемь рассказов написаны, большей частью, в оккупированной фашистами Франции, посреди Мировой войны, о русской жизни, которая давно исчезла, оставшись только в памяти писателя. Индивидуальное, интимное человеческое чувство словно противопоставляется массовому безумию мировой бойни.

Главными в бунинской книге становятся разнообразные женские образы. Не случайно поэтому многие рассказы названы собственными именами, прозвищами, характерными приметами героинь: «Руся», «Красавица», «Дурочка» «Зойка и Валерия», «Таня», «Галя Ганская», «Натали», «Кума», «Барышня Клара». «Стёпа» и «Генрих» - это тоже не мужские имена, а имя и псевдоним главных героинь.

Как и символисты, поздний Бунин пишет о непостижимом, о загадке Вечной Женственности. Но для него она не в Незнакомке с синими бездонными очами на дальнем берегу, а в случайно встреченной на волжском пароходе жене секретаря земской управы. Героев словно настигает наваждение, их буквально несёт навстречу судьбе. Но…

Бунин пишет о «тёмных аллеях» любви, как о «мрачных» и «жестоких» аллеях. В книге есть этюды о любви счастливой, но нет рассказов о любви ДОЛГОЙ И СЧАСТЛИВОЙ. Трагичному бунинскому миру неведома формула: «они жили долго, счастливо и умерли в один день».

«Разлука, как часовой механизм, встроена в самую счастливую встречу. Сумасшедшая судьба караулит за каждым углом. Мрак сгущается в тёмных аллеях. Любовь и голод правят миром? Миром «Тёмных аллей» правят любовь и смерть. Солнечный удар имеет, как правило, две развязки: расставание (надолго или навсегда) или смерть (расставание навеки)».

И.Н. Сухих

[Русская литература для всех [Текст] : от Блока до Бродского / И. Н. Сухих. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2013. - 729, [2] с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-4453-0054-0 (в пер.).]

Рассказ «Чистый понедельник»: героиня уходит в монастырь, разорвав страстные, но неопределённые любовные отношения. Рассказ «В Париже» повествует о том, как поздняя любовь поманила неожиданным счастьем, но на пороге главный герой унесён смертью – теперь о нём напомнит только шинель. Рассказ «Холодная осень» - воспоминание тридцатилетней давности, последнее свидание, прогулка по саду под чистыми ледяными звёздами с любимым, через месяц погибшим на Первой Мировой войне. К мрачному выводу о любви приходят дети, заглядывая в часовню (одноимённый рассказ).

«Россия во всю её историческую глубину оказывается у Бунина огромной заколдованной территорией любви. «Тёмные аллеи» - восстановление мгновенного времени любви в вечном времени России, её природы, её застывшего в своём ушедшем великолепии прошлого».

И.Н.Сухих

Экранизации:

  • Фильм «Тёмные аллеи» 1991 г., по нескольким рассказам, режиссёр В. Богачёв.
  • Фильм «Мещерские», режиссёр Б. Яшин, 1995 г.
  • «Грамматика любви», режиссёр Л. Цуцульковский, 1988 г.
  • «Два голоса», «Натали», «Посвящение в любовь».

Фильмы все не слишком удачные, может быть, потому что использованы при их создании несколько рассказов одновременно.

Знаменитый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» (2014 г.) снят по рассказу Бунина, не входящему в цикл «Тёмные аллеи», и его очеркам о послереволюционной действительности – «Окаянные дни».

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ