Николай Гумилёв. Стихотворения

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

 

С этими стихами, ставшими неким лозунгом всей его жизни, вошёл в литературу поэт Серебряного века Николай Степанович Гумилёв.

Воистину для нас он человек-легенда. Еще бы. Ведь он не только сам создатель стихотворений удивительно красивых, романтичных, порой страшноватых..., по - детски наивных. Еще — муж знаменитой поэтессы Анны Ахматовой, которая (эх!) так и не полюбила его по-настоящему. Отец ученого Льва Николаевича Гумилёва, автора теории этногенеза (тоже, в своём роде, поэта). Путешественник (по Африке) — ведь это тоже мечта каждого начитавшегося приключенческой литературы мальчишки. Участник и герой Первой Мировой войны, отважный воин. В 1921 году попал под «красное колесо» Советской власти, расстрелян, будто бы за участие в белогвардейском заговоре. На самом деле, скорее за то, что не донёс на своих друзей.

А в наши дни Николай Степанович и вовсе сделался чем-то вроде персонажа современной мифологии. В цикле любимых отроками (а также их мамами и папами) фантастических романов «Этногенез», в другом фантастическом романе А. Лазарчука и М. Успенского «Посмотри в глаза чудовищ» (также в его продолжениях) — Гумилёв становится бессмертным, вечно юным и неоспоримо мудрым супергероем. Зато все любители такого рода литературы знают о том, что был... существовал... хотя стихи «воскресшего» и «бессмертного» на самом деле писал Дмитрий Быков.

На стихи Н.С. Гумилёва написаны неплохие современные песни.

Самые известные:

1. Сон (в исполнении Александра Малинина)

Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжко скорбя:

Снилось мне — ты любишь другого

И что он обидел тебя...

К кому же обращены такие строки, как не к Ней, к Анне Андреевне?...

2. Змей (в исполнении группы «Мельница»)

...Как сверкал, как слепил и горел

Медный панцирь под хищной луною,

Как серебряным звоном летел

Мерный клёкот над Русью лесною...

А в детстве будущий поэт, путешественник и храбрец был мальчиком болезненным. Но всегда старался быть первым, не отступать перед трудностями. Уже в первые годы жизни проявляется характер Гумилёва, в котором честолюбие, упорство и отвага занимают главное место.

«В шесть лет он начал читать. Его любимыми книгами стали приключения и путешествия: Майн Рид, Жюль Верн, Фенимор Купер, Луи Буссенар, Густав Эмар. По географической карте следил за маршрутами любимых героев. Любил животных. В доме всегда жили разные звери: морские свинки, белые мыши, птицы, белка. Вместе с тем пробуждался интерес к сочинительству. В тетрадку записывались первые стихотворные опыты».(Павел Фокин).

Любовь Гумилёва ко всяческой экзотике и к звучным, не всегда понятным словам, как раз очень свойственна именно для русского человека.

Из личного. Вспоминаются 80-е годы — для меня студенческие, город — сейчас уже в чужой и даже «не братской» стране. Преподаватель литературы — с виду странноватый, со смешком странноватым, но умнейший человек, - перед аудиторией молодых девушек — будущих библиотекарей. Про Серебряный век рассказывает, немного хвастает эрудицией и смелостью, рассказывает и о Гумилёве тоже. Мол, раз его расстреляли, то «его поэзия, конечно же, строго запрещена, а жаль — ведь стихи-то высочайшего качества». И читает что-то по памяти, что-то по старому, дореволюционного издания, сборнику — те самые стихи, где «заблудился старый конквистадор», «изысканный бродит жираф». Ну, конечно, про орла. Мне 19 лет, мне очень нравится. И когда через годик-другой «грянула» перестройка, всё, запрещённое прежде, ринулись с азартом печатать. Сначала в журналах, например, в «Юности» и «Огоньке». Снова читаю «Орла» и выучиваю наизусть, надеюсь, навсегда.

Орёл летел всё выше и вперёд,

К престолу сил, сквозь звёздные преддверия.

И был прекрасен царственный полёт,

И лОснились коричневые перья...

А вообще Гумилёв был очень молод. И не только в буквальном смысле (он погиб в 35 лет, и был значительно моложе меня, нынешней). Речь идет о молодости душевной, он сохранял яркое и романтическое вИдение жизни, свойственное юным, даже, пожалуй, подросткам, детям. Поэтому его поэзия привлекает скорее молодых читателей.

Жизненный опыт заставляет нас взрослеть. Например, опыт войны очень приближает к житейской мудрости.

Вот Гумилёв о Первой мировой войне (часто цитируемо в год столетнего юбилея):

Как собака на цепи тяжёлой

Тявкает за лесом пулемёт,

И жужжат шрапнели, словно пчёлы,

Собирая ярко-красный мёд.

А «ура» вдали, как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов,

Скажешь: это мирное селенье

В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято

Дело величавое войны,

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны...

Немыслимо упрекнуть Гумилёва в неискренности или ложной красивости. Он ведь сам на войне был!. Наверное, сто лет назад люди были другими. Такими, как Николай Степанович. Может, жаль немного, что изменились.

Свод небесный будет раздвинут

Пред душою, и душу ту

Белоснежные кони ринут

В ослепительную высоту...


Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ