Валентин Катаев. Белеет парус одинокий.

«Хорошо знавший Катаева художник Борис Ефимов утверждает, что в нем сочетались два совершенно разных человека. Один – тонкий, проницательный, глубоко и интересно мыслящий писатель, великолепный мастер художественной прозы. И с ним совмещалась личность совершенно другого толка – разнузданная, бесцеремонная, а то и довольно цинично пренебрегающая общепринятыми правилами приличия… Катаева частенько ругали, мол, освещает события Гражданской войны не как участник жестоких классовых боёв, а как пассивный наблюдатель».  Так о Катаеве пишет Юрий Безелянский.

Странно называть «пассивным наблюдателем» Катаева, побывавшего в 20-е годы НЕ НА ОДНОЙ стороне баррикад…

А уж о том, какой жизненный опыт научил молодых людей начала ХХ века быть циниками и конформистами, пишет сам Валентин Катаев, вспоминая на склоне лет свою юность. Старейший советский писатель в возрасте далеко за восемьдесят публикует книгу с длинным названием «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчёлкина, написанный им самим». Все понимают, что герой романа, конечно, вовсе не Саша Пчёлкин, а сам молодой Валентин Катаев – в то время недоучившийся одесский гимназист, озорной и влюблённый, по прозвищу Валька – Китаец, а потом – «вольноопределяющийся» на фронтах жестокой  Первой мировой войны. Говорят, «Юношеский роман» был восторженно принят писателями, но отзывов критиков не удалось найти ни одного, словно книгу критики обошли молчанием. О Первой мировой войне рассказывают воспоминания Валентина Катаева («Под Сморгонью», «Кладбище в Скулянах»), его замечательные стихи. На мой взгляд, написанное Катаевым напоминает стихи и «лейтенантскую» прозу молодых людей, прошедших Великую Отечественную войну.

В год 100-летия начала Первой мировой войны мы вспоминаем  о творчестве её участника Валентина Катаева.

Но самое главное для нас, детских библиотекарей, то , что Валентин Катаев – автор замечательных детских книг, любимых многими поколениями юных читателей.

Повесть «Белеет парус одинокий», зачитанная мною в детстве до дыр, перечитанная неоднократно, появилась из-под пера Валентина Катаева в далёком уже 1936 году и повлекла за собой трилогию «Волны Чёрного моря».

Власти требовали от писателя, чтобы он дал трилогии другое название «За власть Советов», но Катаев вернулся к старому – поэтическому, ностальгическому, воскрешающему память об одесском детстве на черноморских берегах.

Очень много мы узнаём о жизни в безумно далёком 1905 году. Как выглядели степь, море, город, экипажи и пароходы. Чем привлекали парки, аттракционы, мороженое, тир, книжная лавка – и чем пугала аптека. Как преломлялись в сознании детей «кухонные» перешёптывания взрослых. Как учились в гимназии. Как ловили рыбу, чтобы прокормиться, бедные рыбаки, и как обманывала их колоритная перекупщица – торговка мадам Стороженко. В какие игры (азартные и запретные!) играли мальчишки, используя… пуговицы и картинки с папиросных коробок.

Главный герой – Петя Бачей – получил имя отца Валентина Катаева и девичью фамилию его матери.

В книге отражено множество житейских наблюдений писателя. Вот, например,  удивительные строки об изменении характера окраины Одессы по мере удаления от центра: «Сначала… преобладал оттенок кладбищенский, тюремный. Потом – какой-то «оптовый» и вместе с тем трактирный. Потом – фабричный».

А вот – несравненные, незабываемые впечатления ребёнка, который любуется на пролетающий мимо поезд: «О, что за зрелище! Ради этого одного стоило уйти без спросу из дому… Очарованная душа охвачена сумасшедшим порывом и вовлечена в нечеловеческое, неотвратимое движение машины, в то время как тело изо всех сил противится искушению, упирается и каменеет от ужаса, на один миг покинутое бросившейся под колёса душой!»

В жизнь героев книги, не достигших и десятилетнего возраста, в поэзию детства врывается суровая действительность эпохи, заставляя приобрести совсем не детский жизненный опыт…

Книга экранировалась два раза. Первая экранизация – в 1937 году (к 20-летию Октябрьской революции). В 1975 году вышел на телевидении сериал по всему циклу «Волны Чёрного моря». Он произвёл противоречивое впечатление. Удивительно, но в 90-е годы эта экранизация воспринималась и запоминалась не как фильм о революционной романтике, а довольно страшная картина боёв, как бы подчёркивающая, что детям совершенно не место среди сражений, в том числе – революционных.

Чем нам симпатичны Петя и Гаврик – герои повести Катаева? От чего они счастливы? Не участием же в революционных событиях, - этой идеологии 10 – летние дети не понимают… Скорее всего, они счастливы тем, что спасли жизнь человека, рискуя собственными жизнями.  И тем, что сохранили свою дружбу, хотя и рождены в разных слоях общества. И тем, что не растеряли своих юных представлений о достоинстве и чести (ребятам было с кого брать пример).

В 1988 году героям книги Катаева – Пете и Гаврику – был установлен в Одессе памятник.