Константин Симонов. Жди меня

В жизни Константина Симонова словно отразился бурный 20-й век России. Он — потомок старинных дворянских родов, искренне служил России советской. Его стихи и проза одновременно возвышенно и строго воспевают героизм солдата, борца за лучшую жизнь и свободу Родины.

Примером в детстве для маленького Кирилла (да-да, именно такое имя получил он от рождения!) был его приемный отец — военный, человек, прошедший все войны начала века. Подражая ему, маленький Кирилл попытался побриться, порезал себе язык и с тех пор с трудом выговаривал буквы «р» и «л». Вот почему он сменил имя. Мать писателя любила литературу и поэзию, любовь к слову передалась и сыну.

Во время войны в Испании появилось, наверное, первое стихотворение Симонова - «Генерал» (1937), посвященное памяти бойца и писателя Матэ Залка.

«В стихах хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их моими первыми настоящими стихами», - писал впоследствии К. Симонов.

В полной мере талант Симонова раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Военный корреспондент Симонов был рядом с солдатами, вместе с ними в атаке и под обстрелом. «Никакого самолюбования, ни тени фальши, никаких трескучих фраз, стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди — это факт, а не преувеличение, носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце» (Н.Тихонов).

Народная любовь к стихам Симонова была связана с тем, что они не только учили воевать, но и буквально помогали жить. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Атака», «Если дорог тебе твой дом», «Сын артиллериста», «Неправда, друг не умирает» - это давно уже классика русской поэзии для взрослых и юных читателей.

В 1942 году вышел сборник стихов «С тобой и без тебя». Невозможно было его достать, стихи о большой и искренней любви к неидеальной подруге жизни переписывали от руки и мужчины, и женщины. Стихотворение «Жди меня» было переписано, наверное, миллионы раз. Не меньше семнадцати композиторов написали музыку на его слова. Высоколобые критики считали навязчивым многократное повторение слова «жди». Но это было словно некое заклинание — обращение всякого фронтовика к своей любимой, к жене, - и обращение самого поэта к той, кто ждать-то как раз не очень умела.

«Самым большим счастьем в жизни и самым большим горем» считал Константин Симонов любовь к Валентине Серовой. Красавица-актриса, звезда театра и кино, пошла навстречу любви поэта, стала его женой, но так и не смогла в полной мере на эту любовь ответить, полностью открыть перед Симоновым свое сердце. Поэт прощал любимой неверность, но не смог вынести (как и большинство мужчин) беды иного рода — пристрастия жены к алкоголю. Порвал с ней, даже жестоко, женился на другой.

В новых изданиях убрал все посвящения перед стихами, некогда адресованные обожаемой В.С. Письма и фото, связанные со своей любовью, уничтожил перед смертью, чтобы не копались в его переживаниях чужие руки.

В последние годы жизни Симонов много работал на телевидении. Люди моего поколения помнят его как автора и ведущего в фильме «Солдатские мемуары», где вспоминали о пережитом в годы войны ветераны, в том числе и наш земляк - Хабибулла Якин, награжденный Орденом Славы всех трех степеней. Симонов был и переводчиком: в его переводах мы знаем стихи многих поэтов.

С 1959 по 1971 год увидела свет знаменитая трилогия К. Симонова «Живые и мертвые». Герои романа были людьми мужества и подвига. Повествование основано на подлинных документальных материалах и рассказах участников боев. Центральная фигура трилогии и самый привлекательный его персонаж — генерал Федор Серпилин. Годы репрессий не сломили его. Вернувшись в строй в трагических обстоятельствах первых дней войны, он открывается мужественным и волевым командиром, способным сплотить людей и увлечь их верой в победу. Многие события в романе мы видим глазами Синцова, военного корреспондента, как и сам Симонов.

В 1964 году друг Симонова режиссер Александр Столпер снял фильм «Живые и мертвые». Картину приняли все (в СССР и за рубежом), кроме генштаба и политуправления Советской армии. Слишком уж мощно прозвучала человеческая тема среди победных фанфар, за которыми почти на двадцать лет были забыты и горькие месяцы первых отступлений и окружений, и многие жертвы, и подвиг солдата.

В роли Серпилина снялся великий русский актер Анатолий Папанов, еще раз доказав огромную силу своего таланта, очень разностороннего: от комедий до высоких трагедий. В роли Синцова — другой великий русский актер Кирилл Лавров.

«Живые и мертвые» - один из очень немногих фильмов о войне, в которых вы не услышите никакой музыки. Ведь в грохоте боя её не слышно…

Но эта музыка, музыка войны, возникает в душе каждого человека, прочитавшего книгу «Живые и мёртвые»…