Евгений Шварц. Пьесы

Евгений Львович Шварц (1896-1958) — юбиляр 2016 года. Конечно, в Год российского кино никак нельзя обойти вниманием сценариста и вдохновителя многих экранизаций.

Близко знаком с Евгением Шварцем был писатель Л. Пантелеев, посвятил ему очерк, в котором Евгений Львович описан очень трогательно и драматично. Записки о жизни и встреченных на жизненном пути людях (более 700 страниц) в последние годы Е. Шварц писал каждый день. Трудно было разобрать почерк — рука у Е. Шварца очень сильно дрожала. Сердился, когда его записки называли «мемуарами», поэтому название их было сокращено до одного слога «ме».

А вспомнить было о чём. Кем, по-вашему, должен вырасти сын, если отец, актёр-любитель, привыкая к сценическому костюму, разгуливает по дому в римской тоге? Не каждый малыш, впервые слушая про Дюймовочку, с ужасным криком затыкает себе уши и не даёт маме дочитать, потому что слишком боится плохого конца. И не каждый малыш-фантазёр оглядывается на прохожих — не увидели ли они, что он на самом деле всадник на волшебном коне? Причём этот конь умеет превращаться в человека, любит путешествовать по Индии и Африке, а также лакомиться колбасой, каштанами и конфетами. На мамин вопрос: «Кем ты будешь?» маленький Женя, забыв от смущения слова «писатель» или «сказочник», «лёг на ковёр», повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: «Романистом».

Вот как писал Евгений Шварц о литературной профессии:

«Вслух можно сказать: я член - Союза писателей, потому что это есть факт, удостоверяемый членским билетом, подписью и печатью. А писатель — слишком высокое слово... Я подходил тогда к литературе от избытка уважения на цыпочках, робко улыбаясь».

Приходилось Е. Шварцу работать в театре, в периодических изданиях, в литературной редакции. Представьте себе, вместе с другом Е. Шварц играл в редакции в «верблюдов», бегая «на четвереньках». А ради внимания будущей жены прыгнул в ноябре в ледяную воду реки Дон прямо как был — в шляпе, пальто и калошах.

В 1930-1950 годы были написаны знаменитые пьесы Шварца по мотивам знаменитых мировых сказок. Сказочник — немолодой, мудрый человек. Часто его сказки полны намёков, афоризмов. Может, смелые сатирические сочинения, написанные в самые тёмные годы советской истории, просто прикидываются сказками? Таковы «Тень», «Голый король», «Дракон» - о природе власти, о борьбе против тьмы за человеческое достоинство и справедливость.

Пьесы Шварца с лёгкостью разлетаются на цитаты. «Я ещё не волшебник. Я только учусь. Но дружба помогает делать настоящие чудеса» - это из пьесы Е. Шварца «Золушка», основы одноименного знаменитого фильма (1947 г).

Не менее часто цитируется другая пьеса Е. Шварца - «Снежная королева». Это оттуда: «снип-снап-снурре, пурре-базелюрре». Или ещё более известная фраза: «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники». В 1939 году пьеса написана на андерсеновский сюжет, но в ней нет ни одной прямой цитаты из Андерсена. Все строчки — шварцевские. Многих персонажей также не было в сказке Андерсена, но как представить без них сказку Шварца? Сказочник, учитель Кая и Герды — помощник и хранитель главной героини, он комментирует и осмысливает события, возможно, вся история создана его фантазией. Шварц отказывается от мотива разбитого троллями зеркала и его осколков, способных, попав в глаз человека, исказить природу его зрения. Он всецело концентрирует внимание на роли Снежной королевы, дополняя связанную с ней символику введением ещё одного персонажа — Коммерции советника, продавца льда и разработкой мотива снега, метели, льда, холода, отчуждения, реализуя таким образом разговорную метафору «охлаждения сердца». В то же время главное — сила человеческой души, горячей любви: «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи?». Экранизация «Снежной королевы» - известный фильм-сказка 1966 г. (реж. Г. Казанский). Рядом со знаменитыми актёрами, например Е. Леоновым, засияла маленькая звёздочка юной актрисы Елены Прокловой. Это была её первая роль в кино.

Актёрские и режиссёрские работы во многих экранизациях произведений Е. Шварца принадлежат знаменитому деятелю кино России середины XX века Эрасту Гарину.

Пьесы «Обыкновенное чудо», «Тень» и повесть «Сказка о потерянном времени» экранизировались дважды.

Особое место в творчестве Е.Шварца занимает пьеса «Дракон». Её знаменитая экранизация – фильм режиссёра Марка Захарова «Убить дракона» (1988) . Фильм был очень созвучен времени. Достаточно вспомнить занятых в картине актёров: А. Абдулов, О.Янковский, Е.Леонов, В. Тихонов, А.Захарова и др. Намёк был на сталинские и брежневские времена. Но у самого Е.Шварца обобщение всё-таки, пожалуй, шире. Жители города «отравлены» подлостью и враньём, они смирились и привыкли к жизни под властью Дракона, их не могут возмутить и злодеяния. Ланцелот несёт идею гуманистической культуры – Личность готова нести ответственность за состояние мира, преобразить его, одухотворить, очеловечить. Дракон – это не столько воплощение зла, сколько символ другой концепции истории: развитие мира фатально предопределено, не стоит бороться, лучше оставаться безропотно покорным и пассивным.

Побеждённое зло торжествует – это поистине дракон о бесчисленном множестве голов. Но героическое самостояние Личности оказывается заразительным. Оно внушает надежду, что вера в творящую силу человеческого духа поможет «убить дракона» - освободить людей от страха и пассивности, сделать их способными противостоять злу.

Пьеса написана в 1943 г., а в 1944 г. её запретили, увидев намёки «на то, чего вовсе нет». Но дать точное и окончательное определение «крамолы» «литературные вышибалы» побоялись.

Если в принципе возможно поставить точку, рассказывая о жизни писателя, Евгений Львович Шварц тоже сделал это сам. 30 августа 1957 года он записал на одной из последних страничек «ме»: «Я человек непростой…». Через четыре половиной месяца этот человек умер. Остались только (в его произведениях) Волшебник, Рыцарь и Сказочник.

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ