Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно быть богом

12+

28 августа исполняется 90 лет со дня рождения Аркадия Натановича Стругацкого. Совместно с братом, Борисом Натановичем, Стругацкие были авторами многочисленных научно-фантастических произведений, популярных у подростков и взрослых. Борис Натанович был моложе Аркадия Натановича на 8 лет и намного пережил его, являя пример творческого долголетия. Но золотые годы братьев Стругацких пришлись на 1960-е годы XX века — начало 1970-х.

Удивительным было то, что писали свои совместные книги братья Стругацкие, проживая в разных городах. Также широкую известность недавно получила история о рукописях произведений Стругацких, находившихся на изучении в Донецке и чудом возвращенных из зоны боевых действий.

В 1963-1964 годах был написан один из самых знаменитых романов «Трудно быть богом».

Сюжет — самый завлекательный. Антона засылают на некую планету Арканар под видом дона Руматы. Он должен наблюдать и не вмешиваться. А в Арканаре царят средневековые жестокие порядки, тоталитаризм и главный, по-земному выражаясь, инквизитор дон Рэба (его имя было придумано с намёком на Берию).

Роман уж скорее притча или аллегория, чем собственно фантастика. Да ещё и сдобрен грубоватым юмором.

Роман, как и все книги Стругацких, заставляет задуматься о серьёзных и глубоких вещах духовно-нравственного порядка. Каково это — не вмешиваться, но только наблюдать, когда при тебе душат ростки свободной мысли, за пустяк убивают, когда рядом страдают люди, ставшие для тебя близкими? Возможно ли такое вообще?

В старинных романах «плаща и шпаги», в «костюмных» фильмах Средневековье часто предстаёт красивой, романтизированной эпохой, приключения героев — героические и захватывающие. В эпоху Просвещения, однако, утвердился взгляд на Средние века, как на время, когда процветали невежество, фанатизм, грубость, повсюду была грязь. И сегодня эти два взгляда на исторический период продолжают своё существование. Оба они — примитивные и неверные. Но это предмет для дискуссии историков. Стругацких же при создании романа «Трудно быть богом» интересовали совсем другие вопросы.

«... Смертелен для невежественных эгоистов и фанатиков рост культуры народа во всём диапазоне — от естественнонаучных исследований до способности восхищаться большой музыкой... А затем приходит эпоха гигантских социальных потрясений, сопровождающихся невиданным ранее развитием науки и связанным с этим широчайшим процессом интеллектуализации общества, эпоха, когда серость даёт последние бои, по жестокости возвращающие человечество к средневековью, в этих боях терпит поражение и исчезает как реальная сила навсегда».

(цитата из романа «Трудно быть богом»)

«Время «легкомысленных вещей», время «шпаг и кардиналов», видимо, закончилось. А может быть, просто ещё не наступило. Мушкетёрский роман должен был, обязан был стать романом о судьбе интеллигенции, погружённой в сумерки средневековья... Роман, надо это признать, удался. Одни читатели находили в нём мушкетёрские приключения, другие — крутую фантастику. Тинейджерам нравился острый сюжет, интеллигенции — диссидентские идеи и антитоталитарные выпады...».

(цитата из воспоминаний Бориса Стругацкого)

Роман издан в России общим тиражом свыше 2 миллионов 600 тысяч экземпляров, а за рубежом 34-мя изданиями в семнадцати странах.

Многие произведения братьев Стругацких экранизированы. Самая знаменитая экранизация -
«Сталкер» Андрея Тарковского (по повести «Пикник на обочине»).

Но нас интересуют экранизации романа «Трудно быть богом». Да-да, он экранизирован за последние 25 лет 2 раза. Первая экранизация — 1999 г., режиссёр П. Фляйшман (Германия, СССР, Франция, Швейцария). В этом фильме упор сделан на яркость и зрелищность. Из запоминающегося — превосходная (как всегда) актёрская работа Александра Филиппенко, интересные операторские находки. Обаятельную героиню Киру решили оставить в живых (в книге она погибает).

Фильм, вышедший в 2013 году, - последняя (и многолетняя) режиссёрская работа известного кинематографиста Алексея Германа. Фильм умышленно чёрно-белый и наполнен символикой. Многие воспринимают его, как неимоверно злободневный.

Казалось бы, роману очень повезло. Однако... Книга «Трудно быть богом» для советской литературы начала 60-х годов казалась чересчур жёсткой, откровенной и вызывающей. Написана она всё же более-менее интеллигентно, сейчас это особенно заметно. Фильмы же отличаются чрезвычайной натуралистичностью, обилием жестоких и тошнотворных сцен. Даже не всякий взрослый человек может смотреть и вспоминать эти ленты без, скажем вежливо, содрогания. Поэтому экранизации романа «Трудно быть богом» точно не могут быть рекомендованы к просмотру детям до 18 лет.

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь ГАУК ТОДНБ