Сергей Махотин

Кто есть кто в современной детской литературе:

Сергей Анатольевич Махотин

Сергей Анатольевич Махотин активно присутствует в отечественной детской литературе с конца 70-х годов прошлого века, когда его стихи стали публиковаться в журналах и газетах. Потом он сам стал редактором – сначала в газете «Ленинские искры», затем в детском журнале «Костёр», потом на петербургском радио, где до сих пор придумывает и ведет несколько популярных передач для детей. Такая работа позволяет Сергею Махотину оставаться в гуще детской жизни. В одной из многочисленных поездок по стране в городе Магнитогорске юные читатели задали писателю такой вопрос: «А как вы выбрали себе такой талант?»

 

Друг писателя, Михаил Давидович Яснов (детский поэт), считает,  что Сергей Анатольевич – человек не одного, а многих удивительных талантов: «если пишет – то блестяще, … если ведет передачу на радио – то слушает вся страна, если сочиняет и поет песни – зал падает без чувств, если ведет семинар детских писателей – рождаются гении…»

Что до писательства, то у Сергея Махотина – редкий дар – у него получается писать одинаково хорошо и стихи, и прозу. «К прозе, - говорит он, - ты готовишься, как к приходу важного гостя. Размышляешь, с чего начать разговор, что подать на десерт. Порой думаешь, хоть бы он не приходил вовсе, гость этот! Столько с ним хлопот! А стихотворение вбегает в дом, как ребёнок, - без стука, без спроса. И ты радуешься неожиданному приходу. Ведь неизвестно, когда он в следующий раз явится. А иногда прибежит не один, а приведет с собой целую ватагу. Тут уж не зевай – только успевай записывать! А важный гость пусть пока подождет».

Родился будущий писатель в Сочи. Сейчас про этот город все знают, ведь он стал столицей зимней олимпиады. А в ранние годы Сергея Махотина Сочи был маленьким и уютным. Писатель вспоминает, что город всегда говорил правду. На улице Роз действительно густо росли розы. Вдоль Виноградной улицы вился виноград. По Курортному проспекту прогуливались курортники. Сергей, как и все местные мальчишки, был шустрый, полуголый, полуголодный, и посмеивался над полными и незагоревшими курортниками. А тот, кто живет рядом с морем, всегда поэт – он одухотворен солнцем и водой.

С трудом писатель вспоминает свои первые игрушки. Это были, конечно, кубики, юла, самосвал, калейдоскоп… Но у южных детей – все игрушки на улице: рогатки с желудями, самокаты на подшипниках, дымовушки из фольги, в которую заворачивалась папина расческа или фотоплёнка. И – мяч! Утром, днем и вечером! 

Бабушка очень вкусно готовила. И приучила с детства плотно завтракать. Представьте, с утра у Сергея Анатольевича могла быть полная тарелка каши с гуляшом! Самые его нелюбимые блюда: гороховый суп, тыквенная каша и вареная треска. Все остальные – любимые!

Писатель вспоминает, что летом можно было весь день из моря не вылезать. Осень – долгожданная встреча с друзьями (был очень дружный класс). Зима – Новый год и спелая мушмула. Весной красиво цветёт алыча («это надо видеть!»). «Ни от какого времени года невозможно отказаться – оно обидится».

Когда Сергей был маленьким, у него был щенок по имени Джульбарс. Такое имя обычно дают породистым овчаркам. Но Джульбарс был простой дворняжкой. Они с мальчишками с ним играли, его подкармливали. А потом щенок пропал (позже сказали, что его сбил грузовик). Своей собаке он много позже посвятил стихотворение. Послушать/посмотреть, как его читает сам автор, можно здесь.

Щенок бежал, и уши у щенка
Так хлопали, мотались и взлетали,
Что сам щенок взлетел под облака!
С тех пор его мы больше не видали.

Пусть говорят: под колесо попал
И, сколько ни зови, не отзовется.
Не бойся за щенка. Он не пропал.
Он улетел. Конечно, он вернется.

В школе Сергей не знал, какую профессию выберет. Хотелось попробовать сразу несколько. Он их позже и попробовал. Работал ассистентом звукорежиссёра на телевидении, грузчиком в геологической партии, асфальтировал дороги. Сочинять стал, когда уже в армии отслужил. Есть такое выражение: «На него стих нашёл». То есть человек повёл себя странно, не так, как все. А на Сергея Махотина стих нашёл в самом буквальном смысле. Бросил технический вуз и поступил в литературный. Долго пытался избавиться от подражательности, искал свою собственную интонацию и вдруг нашёл ее в поэзии для детей. «Какое это счастье – заговорить своим голосом!» - говорит писатель, - «то есть голосом мальчишки, который все эти годы жил внутри меня».

С 1973 года писатель живет в Ленинграде – Санкт-Петербурге. «Никогда не позволяю себе назвать любимый город пренебрежительно – Питером. Он самый прекрасный, откуда бы я сюда не возвращался – из Москвы, Копенгагена, Вологды, Архангельска, Стокгольма или даже Одессы».

В завершении статьи хотим привести отрывок из эссе С.А. Махотина «Особенности детского писателя».

«Мне вспоминается вопрос одной первоклассницы. Маленькая девочка совершенно серьезно спросила меня: «А какой я буду в тридцатом веке?» Вот так, ни больше, ни меньше. Она совершенно уверена, что проживёт ещё десять веков, и ей, конечно, любопытно, что её ждёт в будущем. Я написал шутливое стихотворение…»

… «Можно сказать, я отделался шуткой. Но вопрос-то был куда значительней!

Ребенку важно заглянуть в будущее, убедиться, насколько создаваемый им мир прочен и надёжен. Детство бессмертно. Значит, и детская модель мироустройства должна выдержать испытание временем. … Мир, создаваемый детским воображением, я бы назвал Великой Детской Утопией. И несмотря на наивность, практическую уязвимость и незащищённость, влияние её на духовное развитие человечества трудно переоценить.

… Рассказывая об истории написания «Мухи-Цокотухи», он [Чуковский] говорил, что детскому писателю для творчества необходимо внутреннее ощущение счастья. Ребёнок, несмотря ни на что, - всегда оптимист…

С внутренним ощущением счастья написаны «Игрушки» А. Барто, рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, сказки Т. Александровой, С. Козлова, стихи В. Берестова, М. Бородицкой, О. Григорьева, М. Яснова. Список можно продолжать и продолжать. И в то же время произведения для детей, даже издаваемые большими тиражами, не выдерживают испытания временем, если ощущение счастья подменяется бодрячеством …

Нельзя разговаривать с детьми на языке взрослой назидательности. Нельзя мучить их социально-политической сатирой на злобу дня (что толку для малыша в злободневности, когда перед ним вечность!). … Какие строки вспомнил Юрий Гагарин в письме к Агнии Барто, говоря, что это были его первые в жизни стихи, научившие его добру? Не «на тебе от сырости плесень может вырасти», не «человек сказал Днепру: - Я стеной тебя запру», не  «начинается земля, как известно, от Кремля», не «я вижу город Петроград в семнадцатом году». Нет. Он вспомнил: «Всё равно его не брошу, потому что он хороший». Его душа откликнулась на негромкие слова о добре… И в том, что за десятилетия воинствующего и невежественного атеизма, цинизма и лицемерия в людях не погибла простодушная вера в победу добра над злом – огромная заслуга детской литературы.

Писать о детях и писать для детей – разные вещи. Во втором случае задача неимоверно сложнее. Одного таланта недостаточно. Необходимо возвыситься до уровня ребёнка, понять и принять без малейшего намёка на взрослую снисходительность его радости и страдания, приобщиться к божественному бессмертному детской души. Редко это приносит писателю материальный достаток, ещё реже – славу. К тому же малыши не склонны запоминать писательские фамилии. Но мы им нужны. Нужны как переводчики с их всегда нового языка, как соавторы, помогающие выразить в словах их мысли и чувства, стремление к любви и доброте, желание избавить мир от зла и страха. Детский писатель участвует в создании Великой Детской Утопии, делающей людей лучше. И это его главная функция».

 

Что почитать о писателе?

1. Живые лица [Текст] : навигатор по современной отечественной детской литературе / сост. Т. Говенько. - Москва : БерИнгА. – Вып. второй. - 2015.

2. Яснов, М. Д. Путешествие в чудетство: книга о детях, детской поэзии и детских поэтах [Текст] / Михаил Яснов. - Санкт-Петербург : Союз писателей Санкт-Петербурга : Фонд "Дом детской книги", 2014. - 358, [1] с. : цв. ил.

 

Что почитать у автора?

Читателям от 6 и старше

Сборники стихотворений

В кого я такой?

Собака считает до одного! (Об этой книжке читайте по ссылке)

Я видел директора в тапках

Я сам!

Повести, рассказы, сказки

Заколдованные косички

Вирус ворчания : повесть, в которой что ни глава - то совершенно правдивая, но чаще - невероятная история

Читателям от 12 лет и старше

Исторические романы, повести и рассказы

Время Ивана Грозного

Марфа окаянная

Ярослав Мудрый

Сказания о сасунских богатырях: Прозаический пересказ армянского героического эпоса

Глинка: [история о композиторе, зачинателе русской оперы]

Художественно-познавательные рассказы

Прогулки по Москве

Прогулки по лесу

   

Детективная история

Дело о пяти минутах

А также стихи и рассказы С.А. Махотина можно почитать в сборниках разных авторов:

Я самый сильныйв классе
Весёлые стихи ирассказы про пап
Праздники для маленькихпроказников
Как хорошо уметь читать!
Стихи и рассказы о маме
Стихи и рассказы о Родине
Спросите меня!
Смешные стихи о школе
Не пора лина урок? Самые весёлые школьные истории
Наши любимые праздники
300 новых стиховк праздникам
Мамин день
О школе с улыбкой
Про колёса, крылья, паруса
Пусть всегда будет солнце!
Друг детства
Родничок
Рассказы о школе
Абракадабры художника Чижикова
Вежливые дети
В лесу родилась ёлочка
Стихи и рассказы нашего детства
Как Бабы-яги сказку спасали [Электронный ресурс] : сказки / М. Мокиенко, С. Махотин, А. Усачёв.

 

Все перечисленные книги и электронные издания можно взять в библиотеке.

Использована фотография с сайта.

Расина М.А., библиотекарь первой категории отдела обслуживания