Новости



Дед Барадед, "ручеёк" и бульба

03 октября, 2014

В конце сентября в нашей библиотеке прошел самый известный из земледельческих праздников «Дожинки». Это прекрасная форма сотрудничества отдела беларуской культуры (ГАУК ТО «ДНК „Строитель“») и школ города проходит на базе нашей библиотеки не в первый раз и непременно оставляет множество довольных откликов.

Сначала руководитель отдела беларуской культуры Черепанова Юлия Сергеевна поведала, что в Тюменской области проживает более 140 национальностей и спросила, что было бы, если исчезли все национальные традиции. Отвечая на этот вопрос, ребята действительно взгрустнули, представив на минуту, как много они могут потерять.

Еще дети услышали историю первых беларуских крестьян-переселенцев (братьев Крупниковых из Могилевской губернии). Дело в том, что раньше в Беларуси семьи были большие, земли на всех не хватало, а в Сибири ее давали бесплатно, вот и отправлялись сюда крестьяне "своим
ходом", за что и получили название «самоходы» (от беларуского "самохаць" - "добровольно, по своему желанию"). Со временем они стали полноправными сибиряками, но сохранили при этом ряд самобытных особенностей своей традиционной культуры.

Культура беларусов тесно связана с землей. «Дожинки» - пожалуй, самый известный из национальных праздников (он отмечается даже на государственном уровне как фестиваль-ярмарка тружеников села).

«Дожинки» (праздник окончания уборки хлебов) у славян отмечались в разное время в зависимости от климата и местности: — в день св. Лаврентия (10 августа), Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), осеннего равноденствия (23 сентября) или вовсе в конце жатвы хлебов – озимых или яровых. Обычно он являлся продолжением Зажинок (Дня начала сбора урожая), но проводился с бОльшим размахом.

Именно «Дожинки» и предложили ребятам с размахом отметить в скромном читальном зале библиотеки. Столы были убраны, стулья отставлены, а ребята с помощью национальных костюмов перевоплотились в задорных беларусов. Первым делом нужно было вымести из жизни всё плохое, что случилось за год. Дед Барадед (одетый в мешковину) и его помощница разделили ребят на две команды и вручили каждой веники. Весело и дружно вымели они все невзгоды, болезни, обиды (бумажки с написанными на них «неприятностями»). Потом команды собирали на скорость урожай: носили картошку ложками, а собрали целые вёдра бульбы. По беларуским обычаям последняя в году жатва проводится под обрядовые песни. Слушая их в национальном звучании, ребята устраивали «ручеёк», подныривая под руки, водили различные виды хороводов: в два круга, перекрестивши руки и даже спинами. Кульминацией праздника стало «завивание бороды» - дети украшали ленточками дожиночный сноп (в котором, по поверью, скрывается дух поля). Последнюю горсть колосьев в «Дожинках» было принято "заламывать" (закапывать), чтобы "накормить" землю, вернуть ей плодородное зерно. В условиях библиотечного пола процесс «заламывания» провести невозможно, поэтому он был символически обращен в зерновой фейерверк. Дети с непередаваемым восторгом на счёт «три» подкинули в воздух по горсточке пшеницы, чтобы обеспечить достаток и плодородие в следующем году.

На примере праздника «Дожинки» ребята решили во что бы то ни стало хранить традиции народов, населяющих Тюменскую область, рассказывать о них и передавать, по возможности, своим детям.

Мария Рязанцева, редакторТОДНБ



Комментарии

Добавить комментарий:

Имя:
E-mail:
Текст комментария:
  Показать другую
Введите код с картинки: