«Направо пойти – убитому быть. Налево пойти – богатому быть…»

Чтение книг и обсуждение с детьми младшего школьного возраста их права на собственный выбор и ответственности за него.

О том, насколько важен собственный выбор, и то, что за ним последует, говорится ещё в русских народных сказках и былинах. «Направо пойти – убитому быть. Налево пойти – богатому быть. Прямо пойти – весёлому быть», - такие надписи встречали богатыри на вещем камне (или столбе), который лежал на перепутье дорог. И приходилось героям сильно призадуматься, выбирая свою «дорогу» – судьбу.

Важно детям дать не только представление о том, что такое «выбор», но и позволить реально делать такой «свой» выбор, а потом нести ответственность за него. Пусть даже самые маленькие выборы, но собственные. Только так можно развивать личность ребенка, дав почувствовать самостоятельность. Это формирует их волю, самодисциплину, а эти качества потом, когда они станут взрослыми, сами собою не возьмутся. К выбору ребенка надо отнестись с уважением. Да вот хотя бы разрешить ему самому выбрать себе книжку в детской библиотеке! Насколько у ребёнка сразу прибавляется важности, значимости… Он уже гордый тем, что САМ выбрал книгу и взял её почитать домой. И уже несет ответственность за то, чтобы сдать её вовремя.

Продолжая разговор нашей рубрики «Читаем вместе» о темах для прочтения и обсуждения с детьми, предлагаем почитать и обсудить с Вашими детьми, учениками, воспитанниками следующую тему - «Выбор и моя ответственность за него».

Итак, для начала, о выборе дороги можно почитать и обсудить русские народные сказки и былины. А потом нельзя не вспомнить и прочитать (или перечитать) о любимом герое всех мальчишек и девчонок - Буратино! Этот герой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» очень быстро сделал выбор между трудом (учёбой) и развлечением. Он продал новую «Азбуку», которую ему купил папа Карло, чтобы попасть на представление кукольного театра. И при этом он нисколечко не потрудился задуматься о последствиях такого своего выбора, в отличие от русских богатырей, героев сказок. Не удивительно, ведь деревянному мальчику никто не объяснил границы дозволенного, не рассказал, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно, прежде чем давать ребёнку право выбора, ему нужно показать эти границы, дать ему «меру вещей». На примере Буратино маленькие читатели поймут, что, прогуливая школу, Буратино обрёк себя на опасные приключения, и не раз мог даже распрощаться с жизнью.

А вот повествование о прообразе нашего Буратино – «Приключения Пиноккио», это просто целая хрестоматия неправильных выборов. 

И в отличие от нашего автора, итальянец Карло Коллоди, не пожалел своего героя – ему не удалось избежать печальной участи. 

Даже когда добрая Фея пообещала превратить его в настоящего мальчика, этот шалопай-врунишка, нарушив слово, сбежал в Страну Развлечений. 

Он не знал, что дети, попавшие туда, где не было ни уроков, ни учителей, от «беспрерывных игр и безделья становились ослами». Но не бойтесь такого, казалось бы, жестокого повествования, всё-таки в конце, намучившись, и вдоволь расплатившись за свой выбор, судьба даёт Пиноккио шанс, и он исправляется и становится настоящим мальчишкой!.. Эту книгу стоит прочитать, тем более, что у неё в этого году юбилей – 135 лет.

С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чём-то просила…

Такую загадку мы недавно загадывали детям на Книжкиной неделе – празднике Детской книги. И очень жаль, что мало кто угадал, мало кто читал эту книжку… А ведь как раз героиня сказок Валентина Катаева «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» всё время оказывается перед выбором, который сделать совсем не просто. Однажды Женя со своей семьёй отправилась в лес по ягоды. Девочка очень быстро устала наклоняться и собирать ягоды в свой кувшинчик, оказалось, что это нелёгкое дело. Тут перед ней очутился Старик-боровик. Она пожаловалась ему на свою судьбу, на ягоды, которые никак не хотят на глаза ей показываться. Тогда Старик-боровик дал Жене заветную дудочку, когда она играла, ягодки сами показывались из-за кустиков. Но взамен он забрал у неё кувшинчик. Обрадовалась девочка, стала рвать ягоды под дудочку, только … класть их было теперь некуда. Потребовала Женя обратно у дедушки свой кувшинчик, но… осталась без заветной дудочки. Женя не могла никак выбрать между дудочкой и кувшинчиком, ведь нужно ей было и то, и другое. Рассердился Старик-боровик, назвал девочку лентяйкой и исчез вместе с дудочкой. Пришлось Жене нагибаться, искать ягоды и собирать их, как папа учил: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится».

А в сказке «Цветик-семицветик» Жене достался необычный цветок с семью лепестками, каждый из которых мог выполнить одно желание. Решения принимались тут же, по ситуации. Разбилась мамина любимая ваза – Женя оторвала лепесток и вазочка цела. Потом увидела у подружки новую куклу, позавидовала, захотела, «чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!». В итоге Женя испугалась обрушившегося на неё количества игрушек, и, оторвав очередной лепесток, избавилась от них.

И так шесть лепестков было потрачено попусту. Девочка это поняла, осознала, как ценно каждое её право на выбор, и решила тщательно обдумать следующее желание, чтобы от последнего лепестка хотя бы была польза. Женя растерялась, что же выбрать, как загадать самое нужное и замечательное? Может, заказать два кило конфет, или билет в цирк, или новые сандалии?.. В парке она встретила мальчика Витю, который ей очень понравился. Но Витя болел – он был хромым, и не мог с ней играть в салочки. Тогда Женя решила ему помочь. Она оторвала лепесток, произнесла заветные слова, и скоро уже дети счастливые бегали наперегонки.

После чтения этой сказки спросите своего ребёнка, а что бы он загадал, если бы цветик-семицветик оказался у него?

Желаем Вам успехов в воспитании детей, надеемся, что Ваши дети научатся делать осознанный, правильный выбор. Почаще давайте им это право, а потом обсуждайте, что вышло из этого, и как получилось, если бы они сделали другой выбор. Так дети будут вам доверять, ценить ваше мнение о них. А поможет в этом деле чтение и обсуждение с детьми хорошей детской литературы.

Расина М.А., ведущий библиотекарь

по работе с руководителями детского чтения

(Материал подготовлен с использованием статьи Марии Зубковой «Право выбора» из журнала «Читаем вместе» №6 2014 года.)