«Шутка – кому в радость, кому в горесть…»

Мы продолжаем читать и обсуждать с детьми произведения для внеклассного чтения. Особенности проведения такого чтения с обсуждением острых нравственных вопросов Вы можете прочитать в статье «Начинаем читать вместе для души».

Одним из качеств человека является чувство юмора. Как часто оно помогает пережить какие-то горести, напасти, снять напряжение в скованной компании. А одним из проявлений чувства юмора, проявлений человеческих отношений является шутка. Как часто правильная шутка помогает распрямить плечи, подбодрить человека. Это говорит о том, что шутка – не какая-то мелочь, как казалось бы на первый взгляд. В межличностном общении не бывает мелочей. И эта мелочь, шутка может нанести такую обиду, так задеть человека за живое, что потом даже наши отношения могут разрушиться полностью. То есть шутка может быть и доброй, и злой, безобидной и ранящей. Это инструмент человеческих отношений, и он, как всё в этом мире, может использоваться как с хорошей, так и с плохой целью. Смотря в чьих руках находится этот инструмент. Шутка раскрывает человека как с положительной, так и с отрицательной стороны. Бывают такие моменты, когда шутка абсолютна неуместна.

Подростки часто в оправдание своей необдуманной шалости, обмана или даже совершённой подлости говорят: я пошутил. Но шутка шутке - рознь. Вот почему разговор о шутке – серьёзный разговор о человеке, о тайнах души, о человечности и бесчеловечности. Давайте сегодня вместе с героями рассказов постараемся вместе выявить нюансы шуточных проявлений, позволяющие открыть нам истинные движения человеческой души.

Погодин Радий «Шутка»

Место действия – один из отдалённых северных посёлков. Надвинулась на посёлок пурга, а на Севере с ней шутки плохи: «свалит человека, ударит о камни, засыплет снегом – беда!». И в это самое время придумали школьные приятели написать записку, будто бы они ушли в кино, а сами спрятались за кроватями: «все напугаются, а когда напугаются – мы тут как тут. Здрасте. Во потеха будет!» Но потехи не вышло. Не подумали ребята о последствиях своей шутки. Увидев записку, поднялись по тревоге люди – и лётчики, и солдаты, и родители, двинулись в пургу, чтобы искать ребят. Надежда на то, что удастся спасти детей, удваивала их силы. Но когда люди узнали про обман – ослабели сразу, с ног повалились от усталости. И в результате вся больница полна: у кого руки обморожены, у кого – лицо. Вот она, цена шутки, когда за ней стоит неумение думать о других людях.

К осознанию последствий бездумного отношения к своим поступкам ведёт и сам рассказ, и вопросы к обсуждению.

Вопросы к обсуждению:

  1. Как вы понимаете слова: «от обмана ослабели люди»? Почему шутка названа обманом? Обман и шутка – в чём разница?

  2. Почему старый директор школы еще больше сгорбился, когда сообщал радисту: «Это, извините, была шутка с их стороны»?

  3. Зачем директор повёл шутников в больницу? Что дало им это посещение? Почему шутники залезли под больничный диван?

  4. Какое отношение к случившемуся имеет размышление Коли Уральцева: «И как всё-таки необходимо обо всём думать»?

  5. Приведите примеры из вашей жизни, или из кино, когда шутка развеселила, и когда – огорчила человека.

Томин Юрий «Шутка»

В основе сюжета – шутка, которая часто бытует среди подростков. Она выражается в виде формулы: А+В = любовь. Воспользовавшись этой формулой, шестой класс, «самый дружный и самый горластый», подшутил над Аней и Володей, сидевшими за одной партой и часто гуляющими вместе. Все усилия классного руководителя и учителя математики, от лица которого ведётся рассказ, прекратить эту недобрую шутку не имели успеха. Она вышла за пределы класса, из бездумно весёлой стала осознанно жестокой. С помощью злополучной формулы взаимоотношения Ани и Володи выставлялись на всеобщее обозрение и осмеяние. Не зря психологи пишут о том, что «шутка – одобряемая обществом форма агрессии». Шутка даже чуть не стоила Володе жизни. Причём настоящим виновником оказался не зачинатель Костя Радужный, а Коля Боков – «порядочный, скромный мальчик», тайно завидовавший Радужному. И хотя Бокова уже нет в школе, и надпись на скале выгорела, и Володя здоров, «но они с Аней … сидят на разных партах».

Как оказалась возможной эта жестокая шутка в таком дружном классе? Не бездумное ли веселье одноклассников способствовало ей? Решение этих вопросов – «сверхзадача» обсуждения. Писатель не навязывает читателям готового ответа. Ответ должен сделать читатель в результате вдумчивого отношения к тому, что случилось в классе.

Бременер Макс «Лёшкина переэкзаменовка»

А в этом рассказе шутка стала добрым инструментом в руках одного из героев, Володьки. Поддавшись настоянию ребят, Володя ловко разыграл своего одноклассника Лёшку по телефону. Изменив голос, выдал себя за Анну Аркадьевну – преподавательницу русского языка, по которому Лёшке предстояла переэкзаменовка. Из далёкого Кисловодска, где она отдыхала, «Анна Аркадьевна» дала Лёшке ряд советов, как готовиться к экзамену и приободрила его: «Я уверена, что ты выдержишь переэкзаменовку как следует. Совершенно не сомневаюсь». Внимание учительницы Лёшка принял за чистую монету, не подозревая, что с ним говорит его одноклассник из соседнего дома. Этот телефонный звонок, казалось бы, шутка, придал ему силы. Раскрыть правду значило бы лишить Лёшку поддержки. Ложь, которую Володя вынужден был предпочесть правде, оказалась спасительной. И хотя настоящая Анна Аркадьевна не верила, что Лёшка выдержит экзамен, он его выдержал. Узнал Лёшка правду или нет – это уже не имеет значение. Важно, что Володя с Лёшкой остались друзьями, и Лёшка перешёл в седьмой класс.

Вопросы к обсуждению:

  1. Правильно ли поступили ребята, что не открыли Лёшке правду? Разделяете ли вы их мнение, что обман «имел большое воспитательное значение»? В каких случаях так бывает?

  2. Почему, узнав о звонке и о том, что Лёшка сдал на четвёрку, Анна Аркадьевна «покраснела так, как никогда не краснел ни один учитель»? О чём, по вашему мнению, подлинная Анна Аркадьевна говорила с Лёшкой по приезде из Кисловодска?

  3. Почему история с обманом подружила Володю с Лёшкой и раздружила его с Вадиком и Верой?

  4. Чем отличается добрая шутка от злой?

Полный текст этого рассказа читайте в сборнике рассказов «Заколдованная буква» (он есть в ТОДНБ).

 
Дополнительная литература по теме:

  • Железников В. «Чучело»

  • Пантелеев Л. «Честное слово»

  • Крюкова Т. «Единожды солгавший» (в сборнике Крюковой Т. «Костя + Ника»)

  • Нагибин Ю. «Как был спасён Мальмгрен» (в сборнике Нагибина Ю. «Чужое сердце»)

  • Махотин С. «Вирус ворчания» (в сборнике Махотина С. «Заколдованные косички»)

Более полный перечень вопросов и тексты рассказов для обсуждения Вы можете найти в сборнике Тихомировой И. «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения», который есть в отделе методики работы с фондами ТОДНБ. Рассказы из списка дополнительной литературы также есть в фонде нашей библиотеки.

Расина М.А., библиотекарь по работе с руководителями

детского чтения