Виртуальное родительское собрание №1

Роль родителей в приобщении детей к чтению.

Дорогие родители!

Для Вас Тюменская областная детская научная библиотека им.К.Я. Лагунова открывает серию виртуальных родительских собраний, посвящённых детскому чтению. Один раз в месяц мы будем говорить с Вами о том, в каком возрасте и как именно необходимо прививать любовь к чтению, какие книги можно читать вместе с детьми того или иного возраста, а так же как о них разговаривать. Идея посвятить родительские собрания детскому и семейному чтению на первый взгляд может показаться Вам удивительной. Однако, мы, детские библиотекари, тесно связываем данную проблему с вашей основной заботой о собственных детях. Беспокойством об их образовании, успешной учёбе, адаптации в изменчивом мире и их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, непременно хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача в его начинаниях, чтобы он не отставал от сверстников, чтобы его уважали и ценили другие ребята. И, наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок читал много и с удовольствием, умел получать из книг нужную информацию, обрабатывать ее, что значит, быть человеком умным, грамотным и эмоционально развитым.

Прежде всего, хотелось бы отметить тот факт, что на сегодняшний день наш читатель значительно помолодел: все чаще в библиотеки начинают записывать годовалых детей. Конечно, пока эти ребятишки способны быть только слушатеями. Но долголетний опыт работы детских библиотекарей и материальная база исследований дают нам возможность утверждать, что активные слушатели в будущем становятся не менее активными читателями. Большинство опрошенных нами родителей согласны с тем, что любовь к чтению прививается с раннего детства. В этом вопросе родители и детские библиотекари – единомышленники. Так, если книга постоянно присутствует в жизни малыша, то к трем-четырем годам у него начинает формироваться устойчивый интерес к чтению. Особенно привлекает детей в этом возрасте познавательная литература. Возраст «почемучек» - важный этап в развитии личности ребенка, а познавательная книга помогает формированию его внутренних умственных действий и удовлетворяет потребность получать знания. Однако, это не означает, что детям не нужны стихи и сказки, художественные книги о природе и животных, о героях и исторических событиях. Напротив, они с удовольствием их слушают.

К пяти годам дети начинают усваивать полученные ранее знания, их эмоции становятся более разнообразными, а действия – мотивированными. Теперь малышам будут интересны приключенческие книги, рассказы о животных, о детях, стихи и сказки на самые разнообразные темы. Познавательная литература также интересует пятилеток, но не любая. Для каждого ребенка своя, по интересам.

Достигнув шестилетнего возраста дети продолжают любить стихи и сказки, рассказы о природе и животных, о битвах и героях, книги по технике, истории, искусству. Однако, интересы их в области чтения становятся более разнообразными и способствуют формированию интеллекта ребенка.

Далее наступает очень важный этап читательского развития: ребенок осваивает грамоту и навыки самостоятельного чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок научился читать сам, их миссия по воспитанию любви к книге окончена. Исследования же показали, что детям нужно дать больше самостоятельности при выборе книг. Но главное, чтобы взрослые продолжали читать им вслух, разговаривали с ними о прочитанном, а значит, были заинтересованными участниками читательского развития своего ребенка.

Подростковый возраст вносит свои коррективы в читательский портрет современного ребенка. Довольно часто разочарованные родители говорят: «Мой ребёнок ничего читать не желает!» Хотя каждому известно — любовь к книге не является чувством врожденным. Над ним нужно кропотливо работать. Развивать, как ум, как память, как мускулы.

«Человек перестаёт мыслить, если он перестаёт читать» Эти слова Дидро и сейчас актуальны для современных родителей. Это наши дети! И мы обязаны перед обществом и, главное, перед самими детьми, дать им достойное развитие. Как бы ни хороша была школьная программа, какими бы увлекательными ни были компьютерные игры, ничего не заменит живого общения с книгой. Даже в подростковом возрасте.

Давайте же пробуждать интерес к чтению сообща. Со своей стороны мы рады предложить Вам организацию в библиотеке семейных кружков и клубов. Таких, например, как клуб воспитания будущих читателей «Горошинки», успешно функционирующий в стенах библиотеки уже много лет. И, недавно отметившая свой первый День Рождения детская креативная студия «Клякса» - место творческого общения детей и родителей. Определенно, все эти клубы способствуют формированию интереса к чтению. Но, ведь далеко не все посещают наши занятия. Как быть в этом случае?

Со своей, родительской стороны, Вы можете начать привать любовь к чтению с хорошо иллюстрированных книг (их можно взять в библиотеке). Ведь только дома, уютно устроившись рядом, вы вместе с ребенком сможете по-настоящему погрузиться в чудесный мир книг. И, если вы хотите, чтоб ребёнок доверил вам свои мысли, посмейтесь вместе, погорюйте, спросите мнение о герое, предложите дочитать историю. Поверьте, разговор по душам запомнится ребёнку надолго.

Ребёнок может читать как вслух, так и про себя. Потому как, если он выберет второй вариант, то вслух обязательно расскажет о прочитанном, развивая тем самым грамотную речь и память. А если вы этот момент упустите, в дальнейшем будет очень сложно. Главное помнить, что лёгких детей не бывает, есть несерьёзное к ним отношение.

Одним из главных факторов попуждения детей к чтению является читающая семья и со­ответствующая домашняя обстановка Ребёнка необходимо искушать чтением. Выбирая в подарок диск или книгу, отдайте предпочтение книге. Обязательно яркой и содержательной. Прочитал ребёнок книгу, продолжите работу над текстом. Предложите посоревноваться, дети любят побеждать! Кто запомнил больше героев? Что произошло дальше? Отвечая на Ваши вопросы ребёнок включает фантазию и развивает мышление. Вольтер утверждал: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». Нельзя с ним не согласиться.

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Ведь если из двадцати четырех часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да прибавить ко всему этому кружки, факультативы, секции, что же остается? Где взять время для чтения?

Ответим цитатой: "Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания". Социологи утверждают, что вопрос даже не в том, есть ли у нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, — это образ жизни. Для интересной книги время всегда найдется. Речь здесь идет не о дополнительном времени на чтение, а о более разумном его использовании. Умные родители используют проверенный ход: "Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.). Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном. Социологи вычислили среднее время, которое может потратить на воспитание своего ребёнка мать - двадцать минут в день. Смехотворная цифра! И вместе с тем печальная.

Но что такое воспитание в чистом виде, разве не проникает оно в досуг, хозяйственные дела, чтение и, словом, во всю семейную жизнь? И если уж дела со временем у замотанных родителей так плохи, то, очевидно, ради духовного развития детей следует чем-то поступиться? «Чем больше детям уделять время и души, тем больше они походят на своих родителей» - давно известная истина. В этом главная наградародителя, его продолжение. Ведь духовное богатство, чтобы стать действительно непреходящем, должно обрести достойных наследников.

Семейное чтение как одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, стало прекрасным средством для развития высоконравственных отношений в каждой семье.

Конечно, если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать для них заразительным. Если даже папа уткнулся в газету, не упрекайте его при детях, вспомните народную мудрость: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца!» Не забывайте хвалить ребёнка за чтение, доброжелательное отношение обогащает всех! Помните, не только Вы воспитываете детей, но и дети воспитывают вас. Во время чтения не делайте замечаний ребёнку: «Сядь прямо!», «Сложи ровно руки!» и т. д. Этим вы сбиваете его с мысли. Чтение требует много душевных сил, терпения. Вспомним слова В.А.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда». Справедливо возникает вопрос: «Что читать школьнику?» В поисках ответа нельзя обойти вниманием нынешние учебники. В большинстве из которых приводятся списки дополнительного чтения "Советуем прочитать". Другое назначение детского чтения — развлечение, отдых. Чтение для веселья, для досуга. Или, как говорят дети, "чтобы посмеяться". Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги-парадоксы. Их функция — позабавить ребенка. Психологи установили: критерий "смешная книга" часто олицетворяется у младшего школьника с любимой книгой. Любимая — значит смешная. А смешная — значит любимая. К таким книгам для младших школьников относятся произведения Д. Хармса, Г.Остера, многие рассказы Э.Успенского, О.Григорьева, В.Драгунского, В.Голявкина и других известных авторов. Для ребят постарше мы рекомендуем «Приключения Тома Сойера» М.Твена, «Волшебника Изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Ромео и Джульетта У. Шекспира, «Алые паруса» А.Грина и многие другие. Среди авторов настоящих книг сами подростки называют В.Крапивина, Ж.Верна, Н. Носова, В. Драгунского, Б. Житкова, К.Лагунова, Г.-Х. Андерсена, Ш.Перро, В.Чаплину, К.Чуковского, В.Каверина,

Совет, какие книги читать вместе с ребёнком, могут дать детские библиотекари. Смело обращайтесь к нам, и мы поможем! Не важно, сколько Вашему ребёнку лет. Ведь начинать никогда не поздно!

Неоднозначное влияние на детей оказывает компьютер и, прежде всего, Интернет, который открывает ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу.

Кроме того, существует "Детская сетевая библиотека" в виде каталога, содержащего имена авторов, названия произведений, ориентированных на возраст. Упомянем и "Библиотеку Максима Мошкова" — самую известную электронную полнотекстовую библиотеку, открытую в 1994 году. В ней собрана и разбита по жанрам различная художественная литература, в том числе из школьной программы. Кроме того, Российская государственная детская библиотека создала справочное электронное аннотированное издание "Библиогид", которое ориентирует детей в современной и классической детской литературе. В нашем городе на ул. Тульской находится областная детская научная им. К.Я Лагунова. Её фонд насчитывает около 150 тысяч книг, журналов, электронных дисков. Для удобства читателей в библиотеке разработана электронная система поиска. Этим каталогом можно пользоваться не только в стенах библиотеки. Доступ к нему имеется как на нашем сайте (db.tonb.ru), так и на официальном сайте правительства Тюменской области. Так что, добро пожаловать!

А самое главное: рассказывайте детям о ценности чтения, как можно чаще, показывайте связь чтения с их успехами в учебе, приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей и поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать. Если книгу и чтение будете любить Вы, то Ваши дети станут фанатами чтения.

Следующее наше родительское собрание будет посвящено воспитанию будущих читателей – то есть сегодняшних слушателей. Что и как читать маленьким детям, какие приёмы использовать, - об этом мы и поговорим. А пока – запишитесь в ближайшую детскую библиотеку и начинайте читать вслух вместе с ребенком.

Вы можете послать свой вопрос или оставить комментарий на нашем сайте, можете просто прийти в библиотеку вместе с ребёнком, взять книги не только для него, но для себя. Ждём Ваших отзывов!

Токарева О.Б., зам. директора ГАУК ТОДНБ им. К.Я. Лагунова.