Виртуальное родительское собрание №2

Воспитание будущего читателя.

Ребёнок до 3 лет во многом, если не во всем, зависит от взрослого. Он растёт и развивается рядом с родителями, иногда с бабушкой и дедушкой. Каждый из них вносит в жизнь ребёнка свой опыт, понятия, культуру, в том числе и культуру чтения. Главное здесь то, что до трех лет ребенок полностью принимает культуру взрослых на интуитивном уровне, все закладывается на уровне привычки, на уровне подсознания. Поэтому так важна роль взрослых в развитии ребёнка.

Надо помнить, что резкий недостаток общения с взрослыми приводит к заметному отставанию в психическом развитии ребенка. Игра становится ведущей деятельностью. Через игру ребенок овладевает действиями, постигает окружающую жизнь.

Ребёнок всё замечает, всему подражает, всё перенимает именно от взрослых людей. Это период спонтанной (самопроизвольной) информации. Но то, что закладывается до трех лет - затем получает развитие. В это время с ребенком необходимо как можно больше разговаривать, показывать как можно больше красивого, самого лучшего, в том числе и книг. Ведь речевое общение со взрослыми имеет исключительно важное значение в психологическом развитии ребенка. Именно поэтому ребёнку необходимо много рассказывать, показывать, называть предметы и явления.

Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как заинтересованного читателя. Это требует внимания и кропотливой совместной работы детского библиотекаря, воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребенком и печатным художественным словом, задача же библиотекарей и воспитателей – убедить родителей в пользе чтения детям, помочь научиться разбираться в огромном книжном море для детей.

Родители должны много знать наизусть детских книг, понимать и уметь объяснять ребёнку явления природы, смену времён года, названия деревьев, предметы. Учить малыша говорить тоже можно с книгой, так как азы языка ребенку полагается постичь в грудном возрасте, а если малыш не слышал человеческой речи на первом году жизни, скорее всего, он никогда не заговорит. В книгах с заданиями, вопросами, которые выполняются вместе с малышом, можно найти сейчас всё, что необходимо знать ребёнку в этом возрасте.

Что дает ребенку чтение? Хорошо развитая речь ребенка – это один из показателей регулярного чтения. Большой словарный запас, умение грамотно строить предложения, выразительность и красота речи также зависит от чтения книг. Чтение развивает интеллект ребенка, дает знания, у ребенка вырабатывается привычка к познанию, он начинает сопереживать героям. Чтение играет очень важную роль в психофизиологическом развитии ребенка: развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Почему чтение влияет на воображение? У каждого читающего создается свой портрет героя. Сказка дает простор для воображения. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Жизнь ребенка наполняется различными воображаемыми персонажами литературных произведений и это очень здорово! Читающий ребенок – это ребенок, стоящий на пути творческого развития!

Первое - с чего же надо начать приобщение ребёнка к чтению? Ответ очевиден – ему надо читать вслух. Я вспоминаю слова одной своей читательницы: «Благодаря нашим детям, мы становимся читателями детской литературы и уже взрослыми глазами постигаем этот удивительно прекрасный мир». В этих словах столько любви к книге, что она обязательно перейдёт к ребёнку.

Родителей часто интересует вопросы: С какого возраста ребёнка можно записать в библиотеку? С какого возраста ему можно читать книги? Да как только он начнёт осознавать предметы окружающего мира, первые книжки-картинки помогут ему постигать речь, расширять границы от знакомого к неизвестному. А дальше придут первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», в которых существует явная доминанта картинки над текстом. Я назвала лишь классические вещи, сейчас таких красочных, ярких книг очень много. Именно они нацеливают ребёнка на образное восприятие рассказанной в книге истории.

А потом придут другие сказки, где картинок меньше, а текста больше, например «Теремок», «Машенька и медведь» и др. В этот период возникает очень ответственный момент – ребенок начинает включать собственную фантазию, рисовать образы произведения в своём воображении. Именно чтение делает человека творцом этих образов, режиссером собственного кино по мотивам читаемых книг. Своеобразным эпиграфом детской библиотеки можно считать слова Астрид Лингрен: «Книгу ничем не заменить. Книга окрыляет фантазию». Это очень важно понять.

В чём заключается неповторимая миссия книги? Я повторю, что в современном мире духовным и интеллектуальным развитием человека, кроме книги занимается и кино, и телевидение, и компьютерные технологии. Конкурируя с чтением за ежедневный культурный досуг человека, они, конечно, имеют свои положительные стороны, но готовая картинка, готовый образ, которые они нам предлагают, не развивает фантазии.

Можно сказать, что во время чтения, автор выступает в роли заказчика картины, которую в своём воображении рисует художник – читатель. И в этом смысле, мы являемся соавтором писателя, когда читаем его произведения. Развивая нашу фантазию, книга делает нас творцами. Значит без книги, без чтения одухотворённую личность, способную заниматься творчеством, да и просто интересную личность, вырастить невозможно. А что есть фантазия, как не важнейшее свойство человеческого разума, изобретательная сила ума.

В смысле интеллектуального развития человека, книга, как источник знаний, занимает ведущее место. Без неё невозможно ни образование, ни самообразование. Книга – это самый терпимый учитель в нашей жизни, который может бесконечное количество раз объяснять материал даже самым непонятливым своим ученикам. Перефразируя применительно к детям знаменитую фразу Д. Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», можно сказать, ребёнок начинает мыслить, когда начинает читать. Не приобщая детей к чтению, мы рискуем оставить их за бортом не только интересных профессий, но и интересной духовной жизни.

В настоящее время, мы рано обучаем наших детей чтению, практически все они до школы умеют читать. А мы, родители, за эти дошкольные годы подустали (чтение вслух дело нелёгкое, да и времени отнимает много), может правда детишкам нашим надо дать полную самостоятельность, пусть читают сами, раз научились. Ведь им так нравилось слушать чтение вслух, значит, книги они полюбили, и цели своей - приобщение ребёнка к чтению, мы достигли. Но, к сожалению, очень часто дети отстраняются от чтения. Почему?

Представьте себе, что Вы жили в прекрасном, интереснейшем мире, который Вам открывали Ваши родители чтением вслух. Войти в этот мир было легко и просто, никаких усилий не требовалось для этого. Но, когда семилетний первоклассник остаётся один на один с текстом, с ещё слабой техникой чтения, лёгкость и простота улетучивается. И вместо того, что бы окрылённая фантазия начала свой полёт, перед его глазами возникает огромнейший частокол из буквенных знаков и нарушает готовую начаться сказку. Конечно, без самого чтения освоить технику чтения не возможно, но это процесс длительный, Есть дети, которые проходят его быстрее других, но многим нужно несколько лет на то, что бы этот проклятый буквенный частокол исчез, и душа ребёнка наполнилась невероятной легкостью восприятия книги, которую он испытывал, когда вы читали ему вслух.

Чтение, в этом смысле, приобщает ребёнка к труду, являясь, по сути, первым большим делом в жизни, которое ему надо освоить. Ведь, приучаем же мы ребёнка каждодневно чистить зубы, убирать свою постель, свою комнату, помогать по дому родителям. Чтение тоже должно занять в этом ряду своё место. А труд на то и труд, что трудно. Здесь нельзя перегибать палку своим нажимом. В труде очень важен личный пример, поэтому помогите, не оставляйте ребёнка, продолжайте читать ему вслух, как прежде. Просто процесс этот перейдёт на следующий этап: Вы читаете не одни, ребёнок читает параллельно с вами. Разговаривайте с ним, убеждайте его в том, что постепенно он освоит технику чтения и ему будет так же легко, как легко слушать ваше чтение вслух. Пусть ребёнок каждый день видит к чему надо стремиться, пусть ощущает Ваше огромное желание помочь ему. Ваш труд, умноженный на его труд, обязательно даст результат и наступит тот момент, когда он, не дожидаясь Вас, будет читать продолжение начатой Вами книги.

Это большая победа, правда, называть её окончательной ещё рано. Замечательно, если этот процесс будет длиться, как можно дольше и перерастёт в традицию семейного чтения, к сожалению, утерянную в наш технически развитый, стремительный век. А традиция эта замечательна ещё и потому, что книга является великолепным посредником в диалоге между людьми. А что, как не общие интересы объединяют семью?

Будете или не будете Вы продолжать чтение вслух решать Вам, но говорить о книгах, делиться прочитанным и не только с детьми, но и со всеми членами семьи должно быть нормой Вашей жизни. Если мы, заставляя читать наших детей, не читаем сами грош цена нашим усилиям. Это, как в любом деле - личный пример заразителен.

Как выбрать книгу малышу? От того, какие книжки появятся первыми на полке вашего ребенка, зависит и то, станет ли он настоящим, увлеченным и вдумчивым читателем, знатоком хорошей литературы. Детской литературой завалены книжные магазины, и недостатка в книгах сейчас нет. Но приглядишься и поймешь: в некоторых детских книгах много ошибок, неточностей, опечаток, содержание «пустое» и непонятное для малыша. Или перевод не очень высокого качества, или картинки ужасные… Поэтому не стоит покупать книжку, полагаясь лишь на советы продавца. Не пожалейте времени и внимательно изучите издание перед покупкой. Главное правило при приобретении книжек для самых маленьких — до 70 процентов площади страницы должна занимать иллюстрация. Детям до 1,5-2 лет сложно усидеть на месте, какая бы занимательная ни была история, а вот интересные картинки их привлекут. Так что иллюстрации — это первое, на что надо обратить внимание.

Малыши любят яркие контрастные цвета, без полутонов. Им понравятся картинки, сделанные в теплых тонах. Яркие - красный, оранжевый — вот те цвета, на которые маленькие дети обращают внимание в первую очередь.

Интересно, что на полутона и смешанные цвета человек начинает реагировать лишь после 7 лет! В книгах, адресованных детям до 3 лет, должны быть узнаваемые рисунки. Например, если рассказ о собачке, то и изображена должна быть собака, а не порождение жутковатой фантазии художника. На лицах героев должны быть четко прорисованы все эмоции. Любоваться мимолетной улыбкой Джоконды вашему малышу еще рановато. Хотя это вовсе не исключает раннего знакомства с замечательными образцами живописи. Кому-то шедевры, возможно, и западут в душу.

В рисунках должна быть простая композиция. Главный герой посередине, а все остальные — вокруг, поскольку в этом возрасте кроха еще не может решить, кто главный, а какие персонажи второстепенные.

Какие книги читать? Содержание книг для детей разного возраста довольно сильно различается. До 1,5 лет малышам лучше читать короткие ритмичные стихи. Выбирайте книги как классиков детской литературы — Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Зои Александровой, так и современных писателей. Например, Ренаты Мухи. Хороши русские народные потешки и побасенки.

А как же традиционное детское чтение — сказки? По сути, сказка — это выработанная веками народная мудрость, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Поэтому выбирайте только простейшие сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». В них совсем не прописаны психологические особенности характеров героев, зато сделан акцент на последовательность действий, повторение названий, что будет способствовать развитию ребенка и обогащению его словарного запаса.

Правила чтения. В комнате малыша столько интересных вещей — кукол, машинок, конструкторов, головоломок, пирамидок. А ведь есть еще телевизор, лежат диски с мультфильмами и видеоиграми. Сколько искушений! К тому же не надо напрягаться, включать воображение. Нажал кнопку, телевизор или компьютер заработали — и воспринимай героев такими, какие они на экране. Кроме того, если кроха видит, что его родители проводят все вечера у  телевизора или у компьютера,  а на прикроватной тумбочке у папы в лучшем случае лежит вчерашняя газета, то и он вырастет равнодушным к книгам. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к чтению, очень важен ваш личный пример. Но помните, что излишняя настойчивость может только отвратить малыша от чтения или от любого другого дела.

В зависимости от возраста ребенка процесс чтения – рассказывания должен занимать от 15 до 30 минут в день. «Читать», то есть рассказывать, глядя в глаза малышу, а книгу держать у себя на коленях нужно ежедневно, лучше, если вы выберете какое-то постоянное время для встречи с книгой, чтобы кроха жаждал узнать продолжение полюбившейся истории.

Продолжайте читать малышу на ночь, пока он не будет читать сам. Обсуждайте с крохой прочитанное. Понять мораль сказки ребенок сможет только в том случае, если он понял значения слов, которые есть в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Если вы видите, что малыш не понимает смысла, прервитесь и объясните, что ему непонятно.

Когда Ваш малыш стал усидчивее, можно и читать книги, он с удовольствием послушает! И обязательно запишитесь в ближайшую детскую библиотеку, чтобы Вы читали вместе, чтобы малыш приучался обращаться с книгами, мог их сам выбирать, листать, да и детские библиотекари всегда готовы прийти Вам на помощь.

В следующий раз Вы узнаете о книгах, которые можно взять в нашей библиотеке.

 

Токарева О.Б., зам. директора ТОДНБ им. К.Я. Лагунова.