Виртуальное родительское собрание №4

Как привить любовь к чтению у младших школьников

Специалисты Тюменской областной детской научной библиотеки им. К.Я. Лагунова продолжают разговор с родителями о том, как вырастить читателя. Речь сегодня пойдёт о школьниках 1 – 4 классов. Так что, если Ваши дети – такого возраста, то Вам это родительское собрание.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Недаром 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, детей в том числе.

В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.

Но данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется и в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, особенно в наше время, когда современная жизнь скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждает их в сознании подрастающего поколения.

Родители также озабочены проблемами развития и воспитания своих детей. И тут также не обойтись без чтения литературы. Поэтому часто обращаются к педагогам и детским библиотекарям за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Как заинтересовать ребенка книгой? Как научить его любить книгу?

Не секрет, что современные дети не любят читать, читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом, который даётся в начальной школе, на должном уровне или без посторонней помощи. А подготовить реферат или сообщение по какой-либо теме для читающего плохо ребенка будет и вовсе непосильной задачей.

Кроме того, как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача не только учителя начальных классов, но и родителя и детского библиотекаря. Задача взрослых - дать понять ребёнку, что чтение – это не только труд, но и духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

Оптимальные результаты в самостоятельной читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательской самостоятельности не происходит автоматически, а направляются и всей учебной деятельностью, и действиями родителей, и усилиями детских библиотекарей.

Каковы же приемы, направленные на развитие самостоятельного чтения младшего школьника?

Начнём со школы. Одной из основных форм работы с детской книгой в школе являются уроки внеклассного чтения. С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их чувства, восприятие художественных образов. Их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Уроки внеклассного чтения учитывают то, что дети читали самостоятельно. Дети приходят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищем своими мнениями о прочитанных книгах.

Кроме того, на каждом уроке внеклассного чтения рекомендуются полезные книги. Делается это по–разному: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе: тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п. На каждом уроке внеклассного чтения имеют место элементы анализа прочитанного произведения.

Таким образом, на каждом уроке делается что–то новое в читательском развитии. На данных уроках младшие школьники учатся читать детские книги, овладевают приемами их самостоятельного выбора. Внеклассное чтение служит прекрасным средством воспитания: развивает желание учиться, много знать и уметь, формирует общественное и гражданское самосознание детей. В.А Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это, прежде всего, книга… Книга – это могучее оружие, без нее я был бы немым и косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека».

Теперь поговорим о записи в библиотеку. В школьную библиотеку школьники записываются по мере овладения навыком чтения. К концу 1 полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. Обычно дети записываются также и в другую детскую библиотеку – по месту жительства, городскую, районную, областную. Если Ваш ребёнок еще не записан в детскую библиотеку, то сделайте это вместе с ним! Да будет известно родителям: посещение внешкольной библиотеки очень развивает детей! Кроме того, в библиотеке работают специалисты, и они всегда помогут в выборе книг, посоветуют, что читать.

Педагоги и детские библиотекари «по долгу службы» помогают Вашим детям прививать любовь к чтению и книге.

А что же можем сделать мы, родители, в этом направлении? Для того, чтобы уроки внеклассного чтения стали ему интересны, необходимо прочитать заданную книгу, прочитать вместе с ребёнком, обсудить её. Родители смогут помочь ребёнку в выборе литературы для внеклассного чтения.

А если Ваш ребёнок читает недостаточно хорошо? Процесс чтения для него труден. Тогда не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать меньше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых, такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает комиксы: две строчки «под кадром» прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр снова та же процедура. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно. Родитель должен помнить о «щадящем чтении» следующее: ребёнок читает 5-7 минут, затем пересказывает прочитанный абзац и отдыхает 2–3 часа. Затем читает ещё один абзац, опять пересказ и отдых.

Родители могут вместе с детьми делать упражнения для преодоления трудностей в чтении, для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в удобное время.

Например, упражнения, которые помогут увеличить темп чтения.

Это, прежде всего, многократное чтение: 1 минуту читает родитель, 1 минуту – ребёнок, 1 минуту – родитель, 1 минуту – ребенок. Время Вы замечаете, читаете по – очереди.

Ещё можно использовать упражнение, когда чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния».

Улучшению артикуляции способствует быстрое чтение различных скороговорок. Для развития фонематического слуха с ребёнком можно играть в такие игры:

Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Т, О, Р и т.д.)

Назови слова, которые заканчиваются на звук П.

Назови слова, в середине которых есть звук Л (М, Н и т.д.)

Игра «Хлоп – хлоп» тоже развивает фонематический слух. Она заключается в следующем: нужно поймать слово, которое начинается со звука С (Г, В, и т.д.): дача, кошка, свечка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка и т.д.

Игры со словами также помогают ребёнку: придумай слово, которое заканчивается (начинается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «стол»; или назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила» и т.д.; назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча» и т.д.

Можно играть и так: я придумаю слово, а ты измени в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово: дом, сок, сон, пил, мел. Или: измени первый звук: точка, лук, лак, день, педаль, макет; измени последний звук: сыр, сон, сук, мак, стоп. А вот игра «Длиннее – короче». Слова называются парами. Ребенок должен выбрать слово более длинное. Нужно сравнивать слова, а не предметы: стол – столик; карандаш – карандашик; усики – усы; пес – собака.

Есть игры для развития грамматических навыков, для увеличения объёма внимания, для развития словарного запаса и т.д. В зависимости от проблем Вашего ребёнка, выбираете нужные игры, занимаетесь и преодолеваете трудности в чтении. Но это, скорее о технике чтения, которая является очень важной составляющей чтения, как такового.

Но вот Ваш ребёнок преодолел барьер и чтение, как навык, для него – не проблема: он научился читать. Теперь наша задача – чтобы он полюбил читать книги.

Какими принципами следует руководствоваться?

Во–первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.

Во–вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно–популярная литература; книги о сегодняшнем дне и о прошедшем; произведения писателей–классиков и современных авторов; фольклор, журнал и газета.

В–третьих, учитывать возрастные особенности детей, соблюдать принцип доступности. Так, в 1 классе, рекомендуют рассказы, сказки, стихотворения на такие доступные детям темы, как Родина, труд, жизнь людей, животные и растения. Небольшие по размеру детские книги (хорошо иллюстрированные, с крупным шрифтом) русских писателей. Во 2 классе тематика расширяется: о Родине, о подвигах, о животных и растениях, о детях, о приключениях и волшебстве. Сказки, рассказы, стихи, статьи объемом 140–400 слов. В 3 классе – художественные и научно-познавательные произведения русских и зарубежных авторов объемом от 16 до 150 станиц, детские журналы и газеты, справочники из серии «Почемучкины книжки» - вся традиционная для младших школьников тематика чтения. Особо выделяются книги о ровесниках, о людях героических профессий, занимательная и приключенческая литература. Жанры: сказки, стихи, баллады, поэмы, повести, статьи. В 4 классе – всемирная детская художественная литература. Научно–познавательная, справочная книга для детей младшего школьного возраста, собрание сочинений детских писателей, все виды изданий для детей, детская периодическая печать. В этом возрасте расширяется читательский кругозор за счет исторических повестей и рассказов, автобиографической, документальной, очерковой литературы, приключенческой детской книги, книг о культуре и искусстве.

В–четвёртых, должен соблюдаться принцип индивидуального интереса, самостоятельности ребёнка в выборе книги.

В-пятых, детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающимися высокими художественными достоинствами (те, которые выдержали проверку временем).

Если соблюдать эти 5 принципов, то ребёнку не обойтись без взрослых.

В Ваших силах именно на данном этапе создать такие условия, чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью. К тому же, только Вы сможете привить любовь к чтению! Никто, кроме Вас!

Для этого, прежде всего, нужно быть читающим родителем! «Читают взрослые – читают и дети, а не наоборот»! Этот постулат подтверждён практикой, многочисленными исследованиями, нашими коллегами. Поэтому детские библиотекари считают, что приобщение к чтению родителей школьников является действенным способом опосредованного приобщения к чтению самих школьников. Основанием для такой гипотезы является фактор подверженности детей семейному влиянию и хорошей восприимчивости детей к влиянию со стороны в возрасте 3-12 лет.

Если у вас дома имеется компьютер, то можно вести «Читательский дневник родителей», в котором Вы будете писать свои впечатления от прочитанной книги, ребёнок может здесь же помещать свои впечатления. Записи «Дневника» могут быть доступны для других семей через Интернет. Идеи по ведению интерактивного «Читательского дневника родителей» можно почерпнуть в статье Кашкарова А.П. Интерактивный читательский дневник, или Как приобщить к чтению родителей школьников? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №5. - 25 мая. http://www.eidos.ru/journal/2011/0525-04.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.

Далее, я думаю, что каждый ребенок – вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить творить добро, понимать окружающий мир – задача родителя. Значит, каждый родитель – педагог. Педагогическая деятельность родителя - это, скорее, творчество, искусство, сопереживание, где личность ребенка является стержнем, а становление индивидуальности ребёнка – главная задача.

Вот теперь настало время поговорить о роли чтения в воспитании личности. Попробую Вас, родители, убедить в этом. Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жестко; отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако, при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы. Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Особо следует сказать о так называемом "скоростном чтении". Оно создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Литература дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает мудрыми. Но все это дается только тогда, когда ребенок читает, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.

Почему компьютер или телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что компьютер или телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот. Мы переходим к другой цивилизации, где источников знаний много. Книга – только один из них, хотя очень важный. Она дает возможность домыслить, дофантазировать, развивает креативность.

Постарайтесь приобщить детей к чтению, научите их выбирать книгу по вкусу, дайте им понять, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи или компьютерные игры. Есть такие семьи, которые отказались от телевизоров, в пользу книг, а новости просматривают в Интернете.

Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Что нам дает чтение? Это общая грамотность и кругозор. Развитие моральных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, помощь в общении и социализации, овладение чувством языка, внимательное отношение к слову, способность различать его эмоционально-смысловые оттенки, что такое хорошо, что такое плохо.

Мне кажется, важно вовсе не то, чтобы ребенок читал много, важно, чтобы в нем выработалась привычка осмысливать прочитанное. Само по себе количество информации не создает мозговые мускулы, скорее уж мозговой жир. А мозговые мускулы - это способность фантазировать, домысливать, преображать, воображая. Литература будит в человеке способность стать автором сценария, режиссером и исполнителем ролей того "внутреннего фильма", который каждый может снять для себя.

Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом или словосочетанием человек увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Здесь и начинается удивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое. Наши дети, если дать им свободу и подтолкнуть воображение, способны удивить нас своими оригинальными картинами. Не верите? Попробуйте. И вы сами и ваши дети убедятся, что видеть невидимое - это чудо органически присуще чтению, и слова Экзюпери: "Главного глазами не увидишь" - имеют к чтению прямое отношение.

Речь идет о мысленном перемещении читающего человека из мира внешнего в мир внутренний. Что еще, кроме чтения художественной литературы, помогает одному человеку оказаться "внутри" другого: проследить ход его мыслей, его чувств, его радостей и печалей, вникнуть во все тонкости и изгибы его души, его мироощущение. Все то, что в реальном мире осуществить невозможно, да и наука здесь бессильна, - войти в субъективный "мир иной", отличный от твоего, и пребывать в нем, как у себя дома - становится возможным при чтении через процесс сопереживания и "подстановки".

Вот почему, открыв хоть раз внутренний мир другого человека, вдумавшись в него, читателю вновь и вновь захочется это переселение повторить. Важно подчеркнуть, что "великое переселение" - это двустороннее движение. Читатель переселяется в мир персонажей, мир персонажей - в него. И начинает жить в нем самостоятельной жизнью. И здесь мы сталкиваемся с новым волшебством чтения - "оживлением литературных персонажей". Если в сказке героев оживляют с помощью живой воды, то при чтении это происходит при помощи воображения.

Вместе с переселением во внутренний мир героев книг, вместе с "оживлением" тех, кого никогда не было, рождается еще одно чудо чтения - возможность в течение одной жизни пережить множество иных. Эта возможность даруется каждому читателю, способному к перевоплощению.

Всего удивительного, что несет в себе чтение, в одном родительском собрании не раскрыть. И все-таки трудно удержаться, чтобы еще об одном замечательном свойстве не упомянуть. Свойство это называется "самоузнавание". Это свойство может поразить читателя. Писатель не только извлекает его из нашего сознания, но и помогает испытать то, что раньше не было изведано. Тем самым читатель не только осознает самого себя, открывает в себе новые возможности, но и поднимается над самим собой. Осознавая себя как личность, читающий не только узнает себя в ком-то из героев, но он и отделяет себя от них, приходит к пониманию, что, при всей похожести, он - другой. И это понимание себя в мире единственным и неповторимым, которому предстоит реализовать свою уникальность, - важнейшее открытие.

Для меня это так. Необходимо, чтобы вы были убеждены в таком понимании чтения. В Ваших силах убедить в этом Ваших детей. Раскройте перед ними все преимущества чтения, покажите их, и тогда они станут читателями.

Подводя итог сказанному, если хотите, чтобы Ваш ребенок много и с удовольствием читал, то попробуйте:

  • следить, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Приносит пользу только постоянное разностороннее чтение.

  • старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесёт неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.

  • помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует любви к чтению и бережному отношению к книге.

  • читайте вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.

  • пусть ваши дети видят, как вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

  • просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать также, как их старшие братья, сестра или друзья.

  • ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку, и тогда вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.

  • дарите ребенку книги.

А тем, кто не спешит расстаться с книгой, советуем самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев. Кроме того, можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т. д. А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нём любимые сказки. И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Открывая ребенку книгу – Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

Книги, рекомендованные для чтения в этом возрасте, Вы можете посмотреть вместе с детьми на нашем сайте.

А для того, чтобы привить детям любовь к чтению, можно прочитать следующие статьи из журналов, которые тоже можно взять в ТОДНБ:

1. Аромштам М. Три вариации на тему детского чтения / М. Аромштам // Библиотека в школе. - 2010.-№1. - С. 18-20. Статья посвящена секретам приобщения ребенка к чтению.

2. Гончарова Е.Л. Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? / Е. Л. Гончарова, Д. В. Дмитриева // Школьная библиотека. - 2009.-№9-10. - С. 62-70. - Библиогр.: с. 70. Статья рассказывает о проблеме в приобщении к чтению, которые возникают после того, как преодолены трудности в обучении детей грамоте. Одна из таких - бездумное чтение - достаточно распространенная, но малоизученная особенность читательского поведения младших школьников, которая проявляет себя в поверхностном, фрагментарном, непродуктивном и незаинтересованном чтении.

3. Громова О. Изучать или любить?: записки о литературе в школе, любви к чтению и о библиотеках / О. Громова // Школьная библиотека. - 2010.-№1. - С. 4-7. В статье поднимается тема приобщения детей к чтению в условиях школьной библиотеки.

4. Епифанова И. Взрослые рекомендуют, дети выбирают: как повысить интерес к литературе / И. Епифанова // Библиотека. - 2010.-№8. - С. 64-64. Статья раскрывает основные методы того, как пробудить любовь к чтению.

5. Кашкаров А. Тайны детской души и секреты родительcкого успеха / А. Кашкаров // Библиотечное дело. - 2010.-№5. - С. 34-36. В статье даны рекомендации родителям по воспитанию детей и привлечению их к чтению.

6. Леонтьева О. Любит - не любит / О. Леонтьева // Библиотека в школе. - 2010.-№1. - С. 30-31.

Статья рассказывает о том, как сделать так, чтобы дети захотели читать? Стремление к интеллектуальному росту не возникнет по приказу или ради отметки. Оно должно в человеке появиться, вырасти, окрепнуть, утвердиться. Автор делится своими размышлениями и опытом.

7. Мурашова Е. Читающие и нечитающие дети / Е. Мурашова // Словесник: приложение к "Литературной газете". - 2010.-№51. - С. 7. Статья о том, как приучить детей к чтению.

8. Тихомирова И. Ступени возраста - ступени развития / И. Тихомирова // Семейное чтение. - 2010.-№1. - С. 11-20. В данной статье содержатся ответы на вопросы, какие ступени читательского, интеллектуального и духовно-нравственного развития проходит ребенок? Как помочь ему в его развитии, его человеческом становлении? Что и как читать? О чем беседовать с ребенком, когда ему 1,2,3 года, 10-12 лет?

Токарева О. Б., зам. директора ТОДНБ им. К.Я. Лагунова