Виртуальное родительское собрание №5

Круг чтения младших школьников и книги для родителей.

 

Продолжаем наш разговор о чтении младших школьников. Сегодня поговорим о круге чтения детей младших классов.

Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный по объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Трудно представить развитие ребенка этого возраста без произведений Р. Погодина, В. Воскобойиикова, B. Крапивина, В. Медведева, Е. Велктистова, Ю. Олеши, а также А. Толстого, М. Зощенко, Е. Шварца и других писателей.

Особый интерес у младших школьников способны вызвать книги, герои которых такие же школьники, как они сами, например: "Витя Малеев в школе и дома" Н. Носова, "Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника" Л. Давыдычев, "Ольга Яковлева" C. Ивановой и др.

Для детей младшего школьного возраста непреходящую ценность имеют книги С. Лагерлеф "Приключения Нильса с дикими гусями", Пройслера "Маленькая Баба Яга", О. Уальда ("Мальчик-звезда"), Д. Толкиена ("Властелин колец"), Р. Киплинга ("Маугли"), А. Экзюпери ("Маленький принц"), Я. Корчака ("Король Матиуш I"). Для этого возраста предназначено и большинство произведений Астрид Линдгрен, книги Э. Распе "Приключения Мюнхаузена", Д. Свифта "Путешествие Гулливера", Д. Дефо "Робинзон Крузо". Многим детям младшего школьного возраста уже доступны повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна", "Принц и нищий", а также отдельные произведения Ч. Диккенса. Для девочек в последние годы в серии "Незнакомая классика. Книга для души" издана повесть американской писательницы Э. Портер "Полианна", которая пришлась по душе не только детям, но и взрослым. Для чтения девочек рекомендуется также книга Ф. Бернетт "Маленькая принцесса". Для мальчиков издана и пользуется большим спросом книга Г. Белля "Долина грохочущих копыт" и Ф. Бернетт "Маленький лорд Фаунтлерой". Эти книги пробуждают у детей чувства добра и сострадания.

Особое место в книжном собрании для детей младшего школьного возраста принадлежит Библии, а также "Мифам древней Греции", без чтения которых невозможно понять великие произведения искусства, созданные на их сюжеты. Так, младшим школьникам адресована книга "Вавилонская башня и другие библейские предания". Особую ценность имеют переиздания детской Библии. Для выборочного чтения можно рекомендовать младшим школьникам познакомиться с книгой Н. Куна "Легенды и мифы древней Греции" или книгой В. и Л. Успенских "Мифы древней Греции".

Из исторических книг особую ценность представляют книги о нашем Отечестве, впервые изданные до революции, а именно: Головин Н. "Моя первая русская история: В рассказах для детей", и книга А. Ишимовой "История России в рассказах для детей".

Из энциклопедий общего характера большую ценность для младших школьников может представить энциклопедия М. Беттерфилда, Д. Тернера и П. Бисета "5000 вопросов и ответов о нашем мире: Детская энциклопедия".

Что касается отечественных энциклопедий для учащихся начальной школы, то самой лучшим и проверенным временем считается энциклопедический словарь "Что такое? Кто такой?" в 2-х томах. Заканчивая разговор о книжных собраниях для детей младшего школьного возраста (7-10 лет), нельзя обойти вниманием и адресованные им журналы, например журнал "Клёпа". Каждый его номер освещает какую-либо одну тему, в нем много конкурсов и затей. Выходит для детей раз в месяц и журнал "Свирелька" - прекрасно иллюстрированный детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе. Близок к нему по направленности и журнал "Муравейник". Из литературно-художественных журналов следует назвать журнал "Пионер".

Получить информацию о лучших книгах для детей помогут родителям специальные указатели литературы. Фундаментальным справочником является трехтомник "Писатели нашего детства. 100 имен". К уникальным библиографическим пособиям можно отнести и детскую литературную энциклопедию "Я познаю мир: Литература", где каждый очерк о писателях заканчивается рубрикой "Листая страницы" со стихами, сказками, рассказами или отрывками из произведений данного автора. Особо следует остановиться на книге И. Н. Тимофеевой "Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением", названной ею "Что и как читать вашему ребенку от года до десяти". В ней представлен колоссальный литературный материал более 200 авторов художественных и научно-познавательных книг для детей, отобранных временем и практикой семейного чтения.

Все эти книги можно найти в нашей областной детской библиотеке им. К.Я. Лагунова.

Кроме того, примерный список литературы для внеклассного чтения младших школьников прилагается к этому родительскому собранию. Конечно, вместе с указанными книгами можно прочитать и те, что заинтересовали Вашего ребёнка, или те, которые Вы читали в детстве, и те, что задал учитель, а их нет в списке.

 

Эти книги предпочитают сами дети. А взрослые? Какой они видят книгу для младших школьников? Книгу для младшего школьника родители, представляют себе такой: она должна воспитывать в ребёнке героизм, заботу, преданность, человечность, активность; книга должна рассказывать о дружбе, красоте, помощи; книга должна быть жизненной, поучительной, правдивой. Кроме того, она должна быть индивидуальной книгой, её не могут читать сплошь все дети. И, конечно, это должны быть приключения, сказка или фантастика!

Есть у взрослых и представления о детской «антикниге»: она не должна воспитывать жестокость, злость, предательство; книга не должна быть непонятной, не практичной, с нереальными персонажами. Детская книга не может быть поучительной и назидательной, примитивной и скучной, сложной и статичной, страшной и уродливой, она не должна напоминать учебник. В ней как можно меньше, а, может быть и совсем, отсутствовали ведьмы, вампиры, страшилки, врачи, герои зарубежных мультфильмов, смерть. В детских книгах должно быть как можно меньше описаний и рассуждений.

 

Так что же читать взрослым, кроме детской литературы?

Хорошо бы почитать дайджест для руководителей детского чтения, каковыми являются родители для ребёнка «Семья. Книга. Библиотека». В нём Вы узнаете о книгах в помощь родителям и найдёте ответы на многие свои вопросы. Это электронное издание имеется в ТОДНБ им. Лагунова. Вы его можете взять, как книгу или приобрести.

Кроме того, Вам поможет глава «Какие книги читать?» из книги О.В. Чистякова «Памятки для родителей младших школьников» вы узнаете подробнее о круге чтения Вашего ребёнка, о том, как привить ему любовь к этим самым книгам.

В книге Левина В.А. Уроки для родителей, или Подсказки из детства множество игр, упражнений для развития мышления, что также поможет Вам в воспитании любви к чтению.

Книга для трудных родителей Медведевой И.Я., Шишовой Т.Л.. содержит пьесы для театра кукол и семейного чтения.

Журнал "Первоклашка " - очень полезный, нужный ученикам всех классов начальной школы. Игровые занятия по русскому языку, математике, логике, литературе, истории, этике, конкурсы детских рисунков, стихов, рассказов, юмора и мн. др.

Левин В., Муха Р. «Между нами». Эта книжка только выглядит детской, а задумана для взрослых. Поэтому спрячьте "Между нами" подальше от детей и читайте с потомками только по праздникам. По Праздникам «совместного чтения» - с веселыми развивающими играми и серьезными разговорами по поводу прочитанного. Книга поможет вам готовиться к праздникам и проводить их. И будет помогать до тех пор, пока вы не отдадите ее детям. Читая с детьми, разделяя с ними их читательские переживания, вы станете им другом.

Под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева вышла книга Лабиринт души. Терапевтические сказки. С её помощью можно подбирать сказки для любого случая из жизни Вашего ребенка.

Кроме того, существуют книги, рассказывающие о семейном чтении для родителей.

1. Родительское собрание по детскому чтению, составителем которого является Т.Д.Жукова. Эта книга вышла в Профессиональной Библиотеке школьного библиотекаря. Серия 1. Книга предлагает целый комплекс материалов, разработанных лучшими российскими специалистами по чтению: рекомендательные списки и памятки для родителей,
отражающие «золотую полку» и ядро современного книжного потока, сценарии конкурсов «Папа, мама, я – читающая семья», тесты и викторины по чтению и т.п. Материалы сборника помогают найти эффективные механизмы вхождения в родительскую среду, чтобы родитель стал помощником и библиотекаря, и педагога в деле приобщения детей к книге и чтению.

2. Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. Как приохотить ребенка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития ума, нравственности и чувства прекрасного? На эти вопросы отвечают очерки энциклопедии, предлагая для детей младшего возраста уникальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы. Главы из книги публиковались в журнале «Семейное чтение» в 2006-2007 гг.

3. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Хотя книга предназначена библиотекарям, её могут использовать и родители, так как это – попытка на материале детского чтения приоткрыть психологическую дверь в мир, вызванный словом писателя, и пригласить туда всякого, кого волнует судьба литературы и детей. Основная тема пособия – чтение ребенком художественной литературы, искусство слова. В приложении вы найдете тесты для детей и родителей, игры, конкурсы, задания, практикумы и вспомогательный указатель «Читающий ребенок» на страницах литературных произведений, упомянутых в словаре. Главы из книги публиковались в журнале «Школьная библиотека» в 2003-2005 гг.

  1. Школа чтения: опыт, теории, размышления: хрестоматия / сост. И.И.Тихомирова. Хрестоматия – это приложение к словарю-справочнику «Психология детского чтения от А до Я» И.И.Тихомировой. Материал хрестоматии поможет родителю составить четкое представление об особенностях детского восприятия, чтобы поддерживать его, ценить и уважать. Книга также включает в себя более двух десятков воспоминаний об опыте чтения в детские и юношеские годы самых разных известных людей: К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, В.Г.Белинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого и др.

Статьи, рассматривающие семейное чтение, рассказывают о великих читателях, о пользе чтения, о том, почему дети читают или не читают:

1.Филонов М.М. Книги в жизни великих людей: [Аксакова, Байрона, Бальзака, Бернса, Брэдбери и др.] / М.М.Филонов // Мир библиографии.- 2005.- № 4.- С.59-71.

2.Тихомирова И. Как Николай Носов научился читать / И. Тихомирова // Домашняя шк. б-ка.- 2005.- № 4.- С.10-12.

3. Подыша К. Я возвращаю вам любовь...: [узнаем, о чем думали и мечтали люди, чьи имена в учебной истории и на обложках книг] К. Подыша // Домашняя шк. б-ка.- 2003. - № 3. - С. 2-7.

4. Переслегина М. Великие читатели: [Д.Р.Р.Толкин о своем дет. и взрослом чтении] / М.Переслегина // Читаем, учимся, играем.- 2003.- № 3.- С.109.

5.Балясникова Е. Закрытая книга: [роль семьи в приобщении детей к чтению] / Е.Балясникова // Крестьянка.- 2008.- № 6.- С.18-22.

6.Павлова А. Домашняя библиотека и семейное чтение: [семейн. чтение в развитии человека] / А.Павлова // Семейн. чтение.- 2008.-№ 2.- С.9-12.

7.Громова О. Откуда берутся нечитающие взрослые: продвижение чтения: проблемы, возможности, или Три вопроса русской интеллигенции / О. Громова // Библиотека в шк.- 2008.- № 1(янв.).- С.2-9.

8.Скуридина Ю. Если не рассказывать сказки...: семейн. чтение как духовн. развитие ребенка / Ю.Скурдина // Библиополе.- 2007.- № 11.- С.32-35.

9.Кабачек О. Читающие и нечитающие подростки: в чем разница? / О. Кабачек // Семейн. чтение.- 2007.- № 5.- С. 29-31.

10.Нестерова Е. Чтение как вид общения и совместной деятельности с ребенком: о кн. Л.Пантелеева «Наша Маша. Книга для родителей» / Е.Нестерова // Семейн. чтение.- 2007.- № 3.- С.15-17.

11.Тихомирова И. И. Родителям - о детском чтении: [игры и книги трудно переоценить] / И. Тихомирова // Семейн. чтение.- 2007.- № 2.- С. 2-13.

12.Наташа Ростова – немодная девочка: [мнение психологов, педагогов и писателей о том, почему дети не любят читать] // Комс. правда.- 2007.- 30 янв.- С.21.

13.Степанова Л. Что мы думаем о выборе наших детей? Пусть читают все подряд?! / Л.Степанова // Библиотека в шк.- 2006.- № 17(сент.).- С.16-17.

14.Матвеев М. Образ читателя в литературе: «истинные мудрецы» или «подлинные безумцы»? / М.Матвеев // Библ. дело.- 2006.- № 6.- С.14-16; № 7.- С.39-42.

15.Тимофеева И. Родителям о детском чтении / И. Тимофеева// Семейн. чтение.- 2006.- № 5. - С. 3-7.

16.Козлова И. Похвала детскому чтению: [не жалейте времени, потраченного на чтение ребенку] / Козлова И. // Семейн. чтение.- 2006.- № 5.- С. 11-12.

17.Тихомирова И.И. Право не читать: что из этого следует / И.И.Тихомирова // Школьная б-ка.- 2006.- № 5.- С.23-27.

18.Карпова Н. Семейное чтение – семейная библиотерапия / Н.Карпова // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 3.- С. 25-30; Школьная б-ка.- 2004.- № 5.- С.53-57.

19.Степичева Т. Семейное чтение. Зачем?! : [семейн. чтение и его традиции - это чтение вслух, занятие, требующее творческого подхода]/ Т.Степичева // Домашняя шк. б-ка.-2004.- № 1.- С. 7-9.

20.Тихомирова И. Те, кто всегда с нами: [роль лит. героев в развитии детей] / И.Тихомирова // Библ. дело.- 2003.- № 8.- С.13-14.

21.Клочкова Н.Е. «Важно так удовлетворить случайно возникший детский интерес к книге, чтобы он развивался дальше» / Н.Е.Клочкова // Школьная б-ка.- 2003.- № 5.- С.22-25.

22.Кнорре К. Как сказку сделать былью: [какое влияние оказывает сказка на сознание ребенка рассказывает психолог] / К.Кнорее // Женские секреты.- 2003.- № 6.- С.76-78.

23.Мурашова К. Многие дети не читают книг. Это нормально?: [смириться ли с тем, что ТВ и компьютер заменили книгу многим детям?] / К.Мурашова // Начальная шк.- 2003.- № 5.- С.43-46.

24.Логинова Н. Секрет хорошей детской книги: [зачем читать ребенку] /Н. Логинова // Домашняя шк. б-ка.- 2003.- № 3.- С. 22-26.

25.Кабачек О. Как страшное сделать нестрашным, или Зачем сочинять с детьми сказки / О.Кабачек // Домашняя шк. б-ка.- 2003.- № 3.- С. 34-36.

О воспитании читателя много говорится в статьях:

1.Белоногая В. Вместе читаем, играем, создаем!: опыт взаимодействия с ребенком в процессе чтения / В.Белоногая // Семейн. чтение.- 2008.-№ 1.- С.21-24.

2.Колесникова Н. Мышка в книжке: [как влюбить детей в книгу, начиная с... 0 лет] / Н.Колесникова // АиФ.- 2008.- № 15(апр.).- С.15.

3.Кузнецов А. Пусть отдохнут?!: [советы и размышления педагога: что и как читать летом] / А.Кузнецов // Библиотека в шк.- 2007.- № 9(май).- С.18.

4.Худякова С. Семейные тайны: как вырастить читающего ребенка / С.Худякова // Библ. дело.- 2007.- № 7.- С.33-35.

5.Григорьева М. Почему дети не читают? / М.Григорьева // Библиотека в шк.- 2007.- № 6(март).- С.39.

6.Шкаренков П. Чтобы стать читателем, иногда достаточно одной книжки / П.Шкаренков // Библиотека в шк.- 2007.- № 3(февр.).- С.32-34.

7.Поливанова Н. Приучить ребенка читать: [советы психолога] / Н.Поливанова // АиФ. Дочки-матери.- 2007.- № 6.- С.37.

8.Тимофеева И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти» / И.Тимофеева // Семейн. чтение.- 2007.- № 1.- С.2-10; № 2.- С.2-13; № 3.- С.2-11; № 4.- С.2-6; № 5.- С.2-9; № 6.- С.2-6.

9.Шувалова Е. «Включите свет в библиотеке!»: [что могут сделать родители, чтобы у ребенка возник интерес к б-ке] / Е.Шувалова // АиФ. Семейн. совет.- 2007.- № 1-2.- С.5.

10.Громова Т. Подвиг души или бегство от скуки / Т. Громова // АиФ. Семейн. совет.- 2006.- № 11.- С.3.

11.Тихомирова И.И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению / И. Тихомирова // Школьная б-ка.- 2005.- № 9-10.- Вкладка.

12.Галактионова Т.Г. Снимите шляпу перед Чтением: [в статье представлен способ структурирования типов мышлений «6 шляп мышления», кот. может быть использ. при ведении дискуссий о прочитанном с детьми] / Т.Г.Галактионова // Школьная б-ка.- 2005.- № 8.- С.17-21.

13.Нефедова З. Что читает современная семья?: [и как заинтересовать ребенка книгой] / З.Нефедова // АиФ. Семейн. совет.- 2005.- № 8 (апр.).- С.5.

14.Кутузов Е. Вдохновить можно только личным примером: [как приобщить ребенка к чтению] / Е.Кутузов // АиФ. Семейн. совет.- 2005.- № 8 (апр.).- С.5.

15.Внеклассное чтение: [как успеть прочитать за лето и то, что хочется, и то, что задали по школьн. прогр.] // Домаш. очаг.- 2005.- № 8.- С.108-109.

16.Шишова Т. «Валюта общения» или Откройте мальчишке книжку: [по наблюдениям психологов совр. мальчиков сложнее приобщить к самостоятельному чтению] / Т.Шишова // Крестьянка.- 2005.- № 7.- С.22-24.

17.Степанова Л. Почему дети хотят разучиться читать и все-таки читают?: [как слушать и слышать читающих сына и дочку] / Л.Степанова // Библ. дело.- 2005.- № 3.- С.36-39.

18.Шишова Т. Как подружить сынишку с книжкой: [оказывается, мальчиков сложнее приобщить к чтению, чем девочек] / Т.Шишова // АиФ. Семейный совет.- 2005.- № 1-2 (янв.).- С.5.

19.Барыбина А. Как подружиться с книгой в век компьютера: [советы психолога] / А.Барыбина // Добрые советы.- 2005.- № 2.- С.79.

20.Высоцкая И. Растим Великого Читателя: [о том, как сделать книгу другом вашего ребенка, рассказывает библиотекарь И.Высоцкая / записал Е.Васин] // АиФ. Семейн. совет.- 2004.- № 20 (окт.).- С.5.

21.Голованенко И. Чтение – лучшее учение: [помогите своему ребенку полюбить книгу] И.Голованенко // Женские секреты.- 2004.- № 7.- С.84-86.

22.Воронова Л. Мычание священных коров: Дети, классика, комиксы и мы: [почему дети читают комиксы] / Л.Воронова // Библиотека в шк.- 2004.- № 9(май).- С.59-61.

23.Норина Н. На языке человечности и на официальном: [как привлечь ребенка к книге] / Н.Норина // Библиотека в шк.- 2004.- № 8(апр.).- С.6-8.

24.Добрынина Н.Е. О привлечении детей к чтению... и не только: эссе / Н.Е.Добрынина // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 6.- Вкладка; 2005.- № 1.- Вкладка; № 2.- Вкладка

25.Бородина В. Читалочка-Помогалочка: домашнее чтение для младших школьников: [как малыша можно привлечь к чтению книги] / В.Бородина // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 4-5.- С. 11-17.

26.Тихомирова И.И. Тесты и конкурсы по чтению для детей и родителей / И.И.Тихомирова // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 3.- Вкладка.

27.Тихомирова И. Уроки душевного прозрения: [воспитательные диалоги с ребенком на примере кн. В.Осеевой] / И.Тихомирова // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 2.- С. 2-6.

28.Еремина Т. «Сначала ты мне немножко почитаешь, а потом я тебе»: беседа для родителей первоклассников [о том, как разбудить интерес к чтению] // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 2.- С. 12-14.

29.Мамаева И. «Причины нелюбви...»: почему ребенок не читает? / И. Мамаева // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 2.- С. 19-22.

30.Евдокимова Л. Развитие творческих читательских способностей: [беседы по рассказам Л.Толстого и А.Чехова помогают ребенку познавать «мир людей»] / Л.Евдокимова // Домашняя шк. б-ка.- 2004.- № 1.- С. 18-22.

31.Мавлевич Н. Кому книги в руки?: [как увлечь ребенка чтением] Н.Мавлевич // Семья и школа.- 2003.- № 11.- С.12-14.

32.Тимофеева И. Чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики: [Л. Толстой, К. Ушинский и их единомышленники разработали методику руководства чтением, кот. воспитывает у ребенка любовь к книгам] / И. Тимофеева // Домашняя шк. б-ка.- 2003.- № 3.- С. 11-18.

33.Арутюнян В. Как создать домашнюю библиотеку / В.Арутунян // Домашняя шк. б-ка.- 2003.- № 3.- С. 37-38.

34.Фомина Л. Первый визит: беседы о том, как приобщить ребенка к библиотеке / Л.Фомина // Домашняя шк. б-ка.- 2003.- № 3.- С. 39-43.

35.Хотите, чтобы ваш ребенок много и с удовольствием читал?: [советы родителям] // Домашняя шк. б-ка.- 2003.- № 2.- С. 21.

36.Кабачек О. О пользе сочинительства: разговор с родителями: [как начать совместные занятия по придумыванию сказок] / О.Кабачек // Домашняя шк. б-ка.- 2003.- № 1.- С. 17-18.

37.Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / П.Б.Кочетова // Начальная шк.- 2003.- № 1.- С.19-24.

38.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н.Светловская // Начальная шк.- 2003.- № 1.- С.11-18.

 

Кроме того, вместе с ребёнком можно заполнять «Дневник юного читателя». Своими размерами он может напоминать книгу стандартного размера: и дома хранить, и в школу носить – все удобно. Дневник может состоять из двух основных частей:

1. «Читаю, думаю, рассуждаю»: страницы разграфлены для записи о прочитанных книгах: - Автор - Название - Отзыв.

2. «Мои любимые книжки»: здесь можно поместить дату начала чтения книги, биографию автора, мнение о том, чему учит эта книга; главные герои книги, характеристика героев и т.д.

В общем, если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок стал Читателем на всю жизнь, то самое время действовать! Желаем вам успехов!

 

 

 

Приложение

Список литературы для внеклассного чтения в начальной школе.

Список внеклассной литературы для 1 класса:

  1. «Мужик и медведь»
  2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  3. «Кузьма Скоробогатый»
  4. Л.Толстой «Липунюшка»
  5. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
  6. В.Катаев «Цветик-семицветик»
  7. Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»
  8. Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  9. «Снегурочка»
  10. «У страха глаза велики»
  11. «Мороз, ветер и солнце»
  12. «Морозко»
  13. «Волшебное кольцо»
  14. «Кот, петух и лиса»
  15. В.Одоевский «Мороз Иванович»
  16. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  17. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»
  18. П.Ершов «Конек-горбунок»
  19. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»
  20. Братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной»
  21. Г.Х.Андерсен «Огниво»
  22. А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
  23. К. Паустовский «Растрепанный воробей»
  24. И.Акимушкин «Природа чудесница»
  25. А.Гайдар «Чук и Гек»
  26. Л.Пантелеев «Честное слово»
  27. Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки»
  28. В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»
  29. О.Кургузов «Рассказы маленького мальчика»
  30. Л.Муур «Крошка Енот»
  31. Д.Биссет «Беседы с тигром»
  32. О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»
  33. Р.Киплинг «Откуда у слона такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок»
  34. Дж.Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»

 

Дополнительная литература:

  1. Б.Житков «Рассказы о животных»
  2. В.Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка»
  3. П.Бажов «Серебряное копытце»
  4. Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»
  5. В.Губарев «Королевство кривых зеркал»
  6. Г.Остер «Бабушка удава»
  7. Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
  8. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Список внеклассной литературы для 2 класса:

  1. «Летучий корабль»
  2. «Иван-царевич и серый волк»
  3. «Финист – ясный сокол»
  4. «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)
  5. «Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)
  6. «Святогор и Илья Муромец»
  7. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
  8. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
  9. Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
  10. Н.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  11. Ш.Перро «Рике с хохолком»
  12. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»
  13. А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»
  14. В.Гауф «Маленький Мук»
  15. Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  16. В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
  17. Ю.Коваль «Соловьи», «Шамайка»
  18. Ю.Дмитриева «О природе для больших и маленьких»
  19. А.Гайдар «Горячий камень»
  20. К.Паустовский «Стальное колечко»
  21. В.Драгунский «Девочка на шаре»
  22. Л.Петрушевская «Сказки»
  23. С.Козлов «Сказки»
  24. С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
  25. Д.Даррел «Моя семья и другие звери»
  26. Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
  27. К.С.Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф»
  28. "Царевна-Несмеяна"

Дополнительная литература:

  1. В.Голявкин «Рассказы»
  2. Ю.Раскин «Когда папа был маленьким»
  3. Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
  4. Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов»
  5. Киплинг «Отчего у верблюда горб»
  6. Э.Распе «Приключения Мюнхгаузена»
  7. Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец»
  8. О.Пройслер «Маленькое привидение»
  9. П.Треверс «Мери Поппинс»

Список внеклассной литературы для 3 класса:

  1. Былина «Садко»
  2. «Морской царь и Василиса премудрая»
  3. «Семь Симеонов»
  4. «Каша из топора»
  5. «Марья Моревна»
  6. «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо»
  7. «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»
  8. «Солдат и смерть»
  9. М.Лермонтов «Бородино»
  10. А.Чехов «Белолобый»
  11. Л.Андреев «Петька на даче»
  12. Саша Черный «Дневник Фокса Микки»
  13. Л.Пантелеев «Рассказы»
  14. Ф.Искандер «Рассказы»
  15. А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  16. С.Аксаков «Аленький цветочек»
  17. Л.Петрушевская «Сказки»
  18. С.Козлов «Сказки»
  19. П.Бажов «Медной горы хозяйка»
  20. Дж.Родари «Планета Новогодних елок»
  21. Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик»
  22. А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дополнительная литература:

  1. А.Толстой «Детство Никиты»
  2. С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
  3. Ю.Олеша «Три толстяка»
  4. Л.Чарская «Сказки»
  5. В.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
  6. К.Булычев «Тайна третьей планеты»
  7. Е.Велтистов «Приключения Электроника»
  8. А.Мошковский «Пятеро в звездолете»
  9. О.Уайльд «Мальчик-звезда»
  10. К.Льюис «Сказочные повести»
  11. В.Гауф «Карлик Нос», «Калиф-аист»
  12. Л.Керрол «Алиса в стране чудес»
  13. Г.Х.Андерсен «Елка», «Волшебный фонарь»
  14. Ш.Перро «Синяя борода»

Список внеклассной литературы для 4 класса:

  1. И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне»
  2. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
  3. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место»
  4. Н.А.Некрасов «На Волге»
  5. А.П.Чехов «Хирургия»
  6. И.С.Тургенев «Муму»
  7. И.А.Бунин «Косцы»
  8. А.И.Куприн «Тапер»
  9. И.П.Бажов «Медной горы хозяйка»
  10. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
  11. А.П.Платонов «Никита»
  12. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
  13. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку из лафета»
  14. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
  15. Р.Стивенсон «Вересковый мед»
  16. Д.Дефо «Робинзон Крузо»
  17. Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
  18. М.Твен «Приключения Тома Сойера»
  19. Д.Лондон «Сказание о Кише»
  20. «Царевна - лягушка»
  21. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»
  22. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»
  23. Миф «Сотворение Земли».