Разговор с юными читателями о Первой мировой войне

1 августа 2014 года  исполняется сто лет со дня  начала  Первой мировой войны…  Это ещё один повод  вспомнить о забытых героях истории, а именно – об участниках той далёкой войны.

Перед тем, кто будет вести информационный час на такую сложную для подростков тему, стоит задача рассказать о событиях Великой войны понятно, доступно и интересно, донести до ребят весь трагизм этого исторического периода, но по возможности, избежать живописания кровавых сцен и безнадежной «чернухи».

Тема Первой мировой войны воистину очень широка и необъятна. Сосредоточившись на роли России и русских людей в событиях 1914-1918 годов, мы можем выделить для себя главное, но, этим самым,  ограничиваем круг используемых источников.

Я проводила  такие информационные часы не один раз.  Хочу поделиться с коллегами  своим   опытом и  размышлениями по этому поводу.

При каждой встрече с детьми я задаю такой  вопрос: что они знают о Первой мировой войне, о том, что 23 февраля 1918 года – это один из последних отголосков Великой войны? Оказывается, в большинстве своём ничего не знают. Или слышали «краем уха», но только и всего. Конечно, участники  олимпиад по истории или конкурсов, которые проводятся в юбилейный год, знали  больше.

Поэтому приходилось хотя бы кратко рассказать о причинах, начале и основных сражениях Первой мировой войны. Надо, конечно, стараться быть как можно более краткой, потому что детям вовсе не так уж интересно слушать о географических названиях и датах.

Гораздо больше им интересны конкретные факты, касающиеся жизни реальных людей. Например, о генерале А.В. Самсонове и его жене, о Георгиевских кавалерах, о русских летчиках, о защитниках крепости Осовец, о судьбе Р.Л. Малиновского, о прошедших Первую мировую войну писателях или об участии в ней наших земляков из Тобольской губернии, а также женщин и детей (оказывается, таких фактов было очень много).

Всякому, кто возьмется за тему Первой мировой войны в надежде интересно рассказать о ней ребятам и обратить их глаза к книге,  станет  ясно, что этих-то самых книг, особенно детских, большая нехватка, переходящая почти в полное отсутствие. Расскажу, какие книги были использованы мной.

Для детей предназначены скудные на текст и богатые иллюстрациями страницы исторических энциклопедий. Вот уж где буквально три слова, из них два – про Францию. Самая общая информация, но и за нее спасибо.

Много книг энциклопедически-познавательного характера, про историю техники. Спору нет, самолеты, танки, подводные лодки и дирижабли – это все очень интересно, особенно для мальчиков, но ведь больше всего нам интересны люди.

Вот книга «Самые великие герои России». Статья «Русские герои Первой мировой войны» - 10 страниц. В книге «Русские полководцы» - 30 страниц об А.А. Брусилове и организации Брусиловского прорыва. Кстати, эта информация поможет в написании реферата.

Чудом сохранившаяся в тоненькой обложке, малозаметная на вид книжка «Летчики России», автор В. Лавренец. В ней  очень интересно рассказано о первых русских «авиаторах и авиатрисах», большая глава посвящена П.Н. Нестерову.

Следующая книга, использованная мной, Б. Лиддел-Харт «Правда о Первой мировой войне».   Автор – историк с именем, книга не роман, конечно, но написана вполне интересно и доступно, даже юмор проскакивает. О России – минимум информации, конечно, ведь все войны выиграли англичане. Зато в предисловии знаменитая цитата, из У. Черчилля насчет России – о корабле, который затонул, когда уже видна была пристань.    

Дополнительно – Уткин А. «Забытая трагедия царской России. Россия в Первой мировой войне», «Великая и забытая: военно-исторический православный календарь» - своеобразная энциклопедия фактов и лиц Первой мировой, но запутанная в хронологическом смысле.

На подходе (в обработке) книга Б. Такман «Августовские пушки». Надо бы ознакомиться.

Книги – несомненный подарок для увлеченного историей будущего защитника Отечества лет 14-15 и его папы. А как же насчет остальных читателей?

Романы уважаемого В.С. Пикуля «Честь имею» и «Моонзунд» написаны вообще-то для взрослых. Но их вполне могут читать и ребята старшего школьного возраста.

Кто только начал увлекаться историей – для того в занимательном изложении много нового. А у меня – вопросы насчет исторической достоверности. То же можно сказать (хотя достоверности, видимо, все-таки побольше) о романе С. Карпущенко «Капитан полевой артиллерии». В книге  рассказано о почти забытых страницах Великой войны: обороне крепости Новогеоргиевск, о  русских в немецком плену…

Книги В.С. Пикуля есть в аудио- и электронном виде, на них много отзывов и критики, ничего подобного о книге С. Карпущенко, вышедшей лет 20 назад в серии «Библиотека приключений», мне найти не удалось.

Растиражированные «романы-кино» «Смерть на брудершафт» Б. Акунина о «неистребимых шпионах» - честное слово, массовая литература типа бульварной: развлекать читателя может, но научить ничему точно не способна. Обидно, что наши кинематографисты не нашли ничего более достойного для экранизации в год столетия Первой мировой войны.

В романах М.А. Шолохова «Тихий дон», А. Толстого «Хождение по мукам», В. Катаева «Черный ветер, белый снег» (из цикла «Волны Черного моря»), П.П. Краснова «От двуглавого орла к красному знамени» изображение событий Первой мировой войны  тенденциозно, к тому же теряется в тени описания революционных событий и гражданской войны.

Романы П. Романова «Русь» и С. Сергеева-Ценского «Брусиловский прорыв» - книги вообще на  любителя. Я лично не представляю себе школьника, читающего их, хотя сама не без интереса ознакомилась с неоконченной эпопеей П. Романова.

Редко переиздаются и, ветшая, исчезают из библиотечных фондов, книги осетинского писателя Х.-М. Мугуева «К берегам Тигра», «У врат Багдада», посвященные малоизвестным страницам истории Первой мировой войны.

В основе «Повести о жизни» К. Паустовского, «Сентиментального путешествия» В. Циолковского, «Юношеского романа» и «Воспоминаний» В. Катаева лежит уникальный личный писательский  опыт. На чтение этих книг, конечно, специально нужно ориентировать юных читателей, а ещё лучше – чтение таких книг совместно со взрослыми.

Отдельный разговор для меня – это  фронтовые стихи 1916 года  Валентина Катаева. В. Катаев, конечно, не Пушкин и не Блок. Но в этих стихах он удивительно прост и искренен. Нет в них ни фальшивой восторженности, ни нагнетания кровавых и мрачных ужасов. Просто мироощущение 19-летнего юноши, влюбленного, чуть-чуть подражающего модным декадентам, но очень реально видящего окружающую действительность.

Катаев пишет о том, где  действительно был, о том, что действительно видел и о том, как это преломилось в его душе. Жаль, но стихи В. Катаева отыскались только на просторах интернета. Будут ли они изданы в год столетия Великой войны для тех, кто хочет взглянуть на нее глазами 19-летнего «вольноопределяющегося»?

Повесть С. Самсонова «Человек-легенда» адресована конкретно подросткам. Она посвящена Антонине Пальшиной – одной из русских женщин, повторивших  в годы Первой мировой войны подвиг Надежды Дуровой. Изложенная в повести история, конечно, интересна, но как-то написана не очень увлекательно и несет на себе неизгладимый идеологический отпечаток того времени, когда была написана.

Давным-давно не переиздавались повести белорусского писателя Михася Лынькова, сюжет которых был связан именно с участием детей в Первой мировой войне. Правда, писались они тоже в духе советской идеологии. По одной из этих книг был снят фильм «Николка-паровоз», который мне в детстве очень нравился, правда, в исторических реалиях (где, когда и почему происходили показанные в нем события) я путалась не меньше современных детей.

Можно еще назвать рассказ Л. Пантелеева «Маленький офицер» - о восприятии детьми войны, о вопросах чести, о первом столкновении с обманом и мошенничеством лиц, паразитирующих на патриотических чувствах. Вероятно, своеобразная дань памяти писателя отцу, пропавшему без вести на фронтах Первой мировой войны.

Волей-неволей приходится отсылать ребят даже не к периодическим изданиям, а к электронным и Интернет-ресурсам.

Несколько слов об  электронных изданиях на тему Первой мировой войны.

Художественные фильмы, в основном,  представляют собой или экранизации вышеупомянутых книг и мировой классики (Ремарка, Хемингуэя) или продукцию голливудского и англо-французского производства. Из последней мне, как заинтересованному зрителю, хочется упомянуть особенно два фильма. Во-первых, это сравнительно недавняя картина «Эскадрилья Лафайет» («Flyboys»), в котором звучит некая неожиданно романтически-ностальгическая нота (а как же – замечательные ретро-самолетики!). Во-вторых, одна из серий «Приключений молодого Индианы Джонса», герой которой не без основания восклицает: «Вы понятия не имеете, что такое ужас!». В самом деле, хотя сериал вроде бы предназначен для подростков, на экране прямо-таки невообразимый ужас, и смотреть на это я бы даже взрослым на ночь не советовала.

Гораздо больше полезной и поучительной информации дают документальные фильмы и сериалы. С некоторыми из них я ознакомилась при подготовке к информационным часам.

Отечественный сериал «Первая мировая. Великая и забытая» включает в себя  32 серии. Хаотично преподносимые отрывки хроники и действительно интересной информации, увы, тонут в море околополитических рассуждений, которые к тому же тенденциозны и повторяются. Взрослому человеку небезынтересно. Ребенку – неинтересно и непонятно, трудно выделить отрывки, которые можно было бы показать.

Английский сериал «Первая мировая война. Битвы в окопах» существует в нескольких редакциях, в том числе в раскрашенной. На мой взгляд, правда, пусть хроника будет такой, какой была в свое время  - ведь это исторический документ и памятник. Фильм можно отлично использовать вместо учебного пособия: даты, цифры, подробности, анализ событий и военных планов… Серии разбиты на небольшие главы. В 60-80х годах записаны интервью и воспоминания участников Первой мировой войны. К сожалению, без титров, оповещающих, кто говорит. Естественно, большой минус: о России сказано очень и очень мало, тон какой-то отчужденный, роль России в событиях, похоже, принижается. Оно и понятно: фильм снят не для русского зрителя, да еще и во времена «холодной войны». Есть такие редакции, где о России и русских войсках вообще говорится в пренебрежительном или негативном тоне.

Замечательная серия - «Война в воздухе» -  смотрится на одном дыхании, может быть предложена для просмотра детям любого возраста – полностью или фрагменты. Однако, о летчиках русских – опять ни одного слова.

Появился целый ряд фильмов о защитниках крепости Осовец («Забытый подвиг», «Атака мертвецов», клип на песню в исполнении Вари Стрижак). Все они интересны, информативны, невелики по своему объему, при этом производят глубокое впечатление на зрителя… Однако, впечатление довольно-таки жутковатое. Никуда не деться от того, что Первая мировая война была очень жестокой, что уж говорит про применение химического оружия… детям до 12 лет смотреть данные видеофрагменты, видимо, не стоит.

Создателя фильма «До войны я был совсем маленьким» (о русских детях, участвовавших в Первой мировой войне)  - большая «пятерка» за видеоряд, текст, суть и смысл уникального материала. 20-минутный фильм доступен и итересен детям от младшего до старшего школьного возраста. Крупный недостаток: не указано, чьи рассказы и воспоминания (утверждается, что подлинные) легли в основу фильма, не говорится и не написано – кто изображен на фотографиях, показанных в конце фильма, кто запечатлен на кинопленке. Приходится тратить время на дополнительные изыскания, не всегда приводящие к желанному результату.

Надо ли говорить, что разговор с детьми, подкрепленный показом видеофрагментов, становится для аудитории более интересным, вызывает живую реакцию?

Мы напрасно думаем, что не можем услышать голоса тех событий, что произошли в эпоху дозвукового кино. Ведь существуют записи песен времен Первой мировой войны: «Марш сибирских стрелков», «ItislongwaytoJipperary…», «Тамо далеко»… (сербский гимн). Они помогают почувствовать атмосферу далекого времени.

Главный смысл разговора во время информационных часов сводится, наверное, к следующему:

- нам могут не нравиться те или иные исторические события и ответственные за них силы (а кому, скажите, в здравом уме, может нравиться Первая мировая война – страшная трагедия многих народов?). Но мы не должны забывать и обязаны уважать тех, кто честно и героически служил своей стране, исполнял свой долг, не роняя чести. Так принято во всем мире. Так, надеюсь, будет и у нас в России.

Зенкова Е.Н.,

ведущий библиотекарь ТОДНБ.