К 75-летию Сталинградской битвы

 

СТАЛИНГРАД

НАЧАЛО БИТВЫ

Сражались мы у волжских берегов,
На Волгу шли дивизии врагов.

М. Львов

Сталинградская битва – 75 лет.

Время : июль 1942 – 2 февраля 1943.

Защитники города: 62 армия, возглавляли В.И. Чуйков, генерал, А.И. Родимцев, 64 армия генерал М.С. Шумилов.

Наступление Красной Армии: им руководили К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, А.И. Ерёменко. Стратегическое планирование Г.К. Жуков.

Противник: немецкая группа армий «Центр» во главе с фельдмаршалом Паулюса и группа армии «Дон» - с фельдмаршалом Манштейном.

Цель фашистов: выйти на Волгу в районе Сталинграда, отрезать центральные районы СССР от хлебных и нефтяных запасов юга, а также от угля, а затем, повернув на север, взять Москву.

Цель русских: отразить немецкое наступление и отбросить захватчиков на запад. С сентября 1942 г. существовал план «Уран» (затем «Сатурн», затем «Кольцо»), который предлагал окружение армии Паулюса в городе.

Итоги и значение: из-за поражения немцев под Сталинградом начались их разногласия с союзниками, в оккупированных немцами странах усилилось партизанское движение. Окрепла вера в победу над фашистами. Сталинград знаменует собой начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Потери (безвозвратные, т.е. не считая пленных и раненных): около 1,5 млн. немцев и около 1 млн. наших.

_________________________________________

Гитлер сам разработал план «Блау», по которому в 1942 г. следовало наступать только на одном участке огромного Восточного фронта, - на Кавказ и Сталинград.

За 8 дней до начала германского наступления Сталину стало о нём известно. Вражеский самолёт вместе с офицером вермахта, имевшим при себе важные документы по плану «Блау», по ошибке сев на нейтральной полосе, попал в плен. Сталин не поверил в правдивость гитлеровского плана и не отдал на юг резервных частей, прикрывавших Москву с юга. Это было большой ошибкой.

(Нерсесов Я.Н., Волков В.М. Война народная. – М: Белый город, 2005. – 48 с.)

С оперативной точки зрения Сталинградскую битву можно условно разделить на три больших периода. Первый – это маневренное сражение на дальних подступах к городу. Он охватывает промежуток времени примерно от середины июля до конца августа 1942 г. Второй период – это бои за город и контрудары Сталинградского фронта по флангу 6-й армии… от конца августа до 19 ноября 1942 года… Интенсивность боевых действий в этот период постепенно снижалась. Третий период – окружение армии Паулюса, отражение попытки Манштейна её деблокировать и уничтожение окружённых войск в ходе операции «Кольцо» (от 19 ноября 1942 года до 2 февраля 1943 г.)

(Исаев А.В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 448 с.: ил. – (Война и мы)).

 

***

 

ГЕРОИ

Сталинградский Данко

Матрос тихоокеанского флота Михаил Паникаха участвовал в бою против большого количества немецких танков. Один он подпустил поближе и поджёг бутылкой с зажигательной смесью. Другой танк пошёл на него, разбив пулей вторую бутылку в руках матроса. Он вспыхнул и факелом во весь рост пошёл на фашистскую машину со словами: «Фашисты не должны пройти». Он прыгнул с третьей бутылкой на танк и взорвал его. Немцы отступили. В ярко-красных тонах выдержана картина художника П. Кривоногова «Поединок» - человек против танка.

«И за чертой последней страшной
Случалось танк и человек
Сходились в схватке рукопашной
И превращался в пепел снег».

М. Львов

(Калинов, В. Русские победы [Текст] : историческая литература / В. Калинов ; ред. Л. Жукова ; худож. О. Пархаев. - Москва : Белый город, 2001. - 48 с. )

Михаила Паникаха называют Сталинградским Данко.

 

 

Дом Павлова

В конце сентября создалась угроза нового прорыва немецко-фашистских войск к Волге,  к командному пункту 42 гвардейского стрелкового полка. Рядом с мельницей (она осталась в разрушенном виде доныне, в память о разрушении города) стояли 2 жилых 4-этажных дома (на площади 9 января, впоследствии Ленина). Туда были направлены 2 группы бойцов. Это были дома, вошедшие в историю, как «дом Павлова» и «дом Заболотного». На 3-и сутки на помощь «гарнизону» прибыло подкрепление и число оборонявших «дом Павлова» возросло до 24 человек. С помощью сапёров гвардейцы заминировали все подходы к зданию и прорыли небольшую траншею, по которой поддерживалась связь с командованием, доставлялись боеприпасы и продовольствие. Дом превратился в неприступную крепость, которую бойцы гарнизона удерживали в течение 58 дней.

Из «дома Павлова» вёл огонь по противнику один из лучших снайперов 13-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Анатолий Чехов. На его счету 200 гитлеровцев.

(Ванюков Д.А. Гнусарьков А.А. Великая Отечественная война. – М: ООО ТД «Издательство Мир Книги», 2007. – 240 с. – (История России).

История обороны «дома Павлова» изображена в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (художественно переосмыслена).

Смотри также «Редут Таракуля». Под обстрелом и бомбёжкой долго держали оборону два пулемётчика – молдаванин Ю. Таракуль и русский М. Начинкин. Дом разбит, но продолжал Ю. Таракуль стрелять из подвала до подхода наших.

 

 

Остров Людникова

Этого острова вы не найдёте на карте. Так называли в конце 1942 г. небольшую территорию Сталинградской земли, которую защищал со своей дивизией полковник Иван Людников, будущий Герой Советского Союза. 

Окружённая противником, дивизия была прижата к берегу Волки. Атаки фашистов не прекращались в течение 2 месяцев. «Немцы пытаются сбросить нас в Волгу, - говорил Людников солдатам, - Но того не понимают, что чем ближе они нас к ней прижимают, тем сильнее мы становимся. Это же не просто река! Это наша Волга-матушка!».

Удивительное спокойствие и уверенность в своих силах передавались от командира солдатам. Немцам так и не удалось разбить дивизию. А вскоре началось общее наступление, и Людников доказал, что он умеет не только обороняться. 100 метров – это много или мало? (21 декабря). В масштабе войны это, конечно, мало. А с точки зрения бегущего в атаку солдата, для которого каждый метр может оказаться последним?..

(Нерсесов Я.Н., Волков В.М. Война народная. – М: Белый город, 2005. –  с.24)

 

 

 «Госпиталь № 502»

На левом берегу Волги, ка раз напротив тракторного завода, стоял домик бакенщика. Жили в нём бакенщик Семён Михайлович Пряхин и его жена Евгения Фёдоровна. Всё погибло от артиллерийского огня на берегу. А домик уцелел…  Вот и повелось, что здесь в этом домике, и делали первую остановку раненые бойцы, когда их перевозили со сталинградского берега от тракторного завода. 

Здесь они дожидались машин, случалось на день, на два оставались тут раненые. Ухаживали за ними Семён Михайлович и Евгения Фёдоровна. Сил не жалели. Кормили, поили, перебинтовывали.

Домик бакенщика имел свой номер. Числился она, как пост № 502. Запомнили солдаты этот номер. Окрестили солдаты домик бакенщика госпиталем. Вот и появился новый госпиталь. Спасибо, Семён Михайлович, спасибо, Евгения Фёдоровна, за доброе дело – поклон вам низкий.

(Алексеев С.П. Сталинградское сражение. 1942-1943: Рассказы для детей / Рис. А. Лурье. – М.: Дет. Лит., 2005. – 107 с.: ил. – (Великие битвы Великой Отечественной).)

 

 

Василий Зайцев

Знаменитая фраза «За Волгой для нас земли нет», - была сказана на комсомольском собрании именно знаменитым снайпером Василием Зайцевым. Так же называются и его мемуары. Самая главная перестрелка в его жизни. Это была дуэль со знаменитым немецким снайпером. Они долго выслеживали друг друга, В. Зайцев прятался под листом железа, прикрывавшим воронку. Наш снайпер победил,  враг был повержен. История Василия Зайцева так поразила всех, знакомых с историей Сталинградской битвы, что стала основой сюжетов нескольких фильмов.

Актёр и режиссёр Фёдор Бондарчук не случайно оказался «пленником» сталинградской темы и создателем известного художественного фильма.  Ещё в 1993 году он сыграл снайпера в картине Ю. Озерова «Ангелы смерти», а потом в той же роли «Снайпера Ивана» появился в русско-болгарском фильме-притче «Стреляющие ангелы». 2001 г. – создание голливудского фильма Ж.Ж. Анно «Враг у ворот», в главной роли Джуд Лоу. Создатели фильма с симпатией показывают русского снайпера, но прославились грандиозными голливудскими ляпами от незнания жизни в России и явно перегнули палку с показом тоталитаризма, доносительства и предательства. Что взять с не знающих нашей жизни американцев, если в 90-е годы можно было и в нашем кино увидеть немало всякой всячины. Киноэпопея «Сталинград» того же Ю. Озерова (в роли В.И. Чуйкова – американский  актёр П. Бут) вышла в 1989 г. В этот фильм США вложили гораздо больше средств, чем в помощь нашей армии во время Сталинградской битвы.

 

***

 

СИМВОЛЫ

Явление Матери Божьей

11 ноября фашисты предприняли очередную попытку штурма города. В этот день они смогли занять несколько корпусов завода «Баррикады». Армия генерала Чуйкова оказалась рассечённой на 3 части. И вот, в самый критический момент битвы, бойцы увидели над Сталинградом нечто такое, что заставило их содрогнуться: в ночном небе появилось таинственное знамение, указывающее на спасение города, армии и скорую победу. 

Архивы хранят туманно составленный отчёт о чуде советского чиновника по делам религий (само собой, атеиста). Можно только предполагать, что «сталинградское знамение» и прибытие Казанской иконы Божьей Матери в Сталинград связаны между собой.

А среди руин Сталинграда чуть ли не единственным уцелевшим зданием осталась церковь в честь… Казанской иконы Божьей Матери.

(Скоробогатько Н.В. Чудеса Божьи на фронтах Отечественной войны. Свидетельства очевидцев. – М: Белый город, 2010. – 270 с.)

 

 

«Сталинградская Мадонна»

Очевидно, видение предстало не только перед глазами наших солдат. Иначе почему с таким пиететом, эвакуированный из Сталинграда гитлеровский офицер в немалых чинах вывозит рисунок военврача (Курта Ройбера) на обороте обрывка карты СССР – Мадонну с младенцем. Рисунок сделан углём, по кругу надпись: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград». Это своего рода противостояние врача – бывшего пастора – безбожным и неоязыческим взглядам гитлеризма. В 1990 (?) этот рисунок был освещён иерархами разных церковных конфессий из пострадавших в годы войны городов, приравнен к иконе. Копия иконы почитается волгоградскими потомками, как «Дева Мария Примирения».

 

 

Меч и грамота

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании И.В. Сталину от 1 февраля 1943 г. назвал победу Красной Армии под Сталинградом изумительной. А король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь – от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

Президент США Ф. Рузвельт назвал Сталинградскую битву эпической борьбой, решающий результат которой празднуют все американцы, и отправил в Сталинград  грамоту, в которой было написано: «От имени народа Соединённых Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, сила духа и самоотверженность которых будет вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила войну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».

 

 

Фонтан «Детский хоровод»

«Не забывайте грозные года,
Когда кипела волжская вода…»

М. Львов

Самым трагическим днём в истории Сталинградской битвы стало 23 августа 1942 года. На город обрушились  мегатонны авиационных бомб. Сталинград практически был превращён в руины. Немцы вышли к Волге…  Они ещё не знали, каково им будет повоевать там, где они сами всё разрушили. А защитники города не сдались и среди руин. Кадры хроники снимали фронтовые операторы, хотя нам может показаться – до хроники ли тут! В 1941-1942 годах стояла очень холодная зима и очень жаркое лето, словно сама природа страдала от войны. И вот – страшный кадр: река течёт пламенем, кажется, что горит сама Волга. Горела, конечно, не вода, а разлившиеся по её поверхности нефтепродукты.

И ещё один кадр: посреди превращённой в руины привокзальной площади – почти совершенно уцелевшие неким чудом скульптуры фонтана «Детский хоровод» (в те времена такие стояли во многих городах СССР, возможно, созданы были по мотивам сказок К. Чуковского). Беззаботные дети в пионерских галстуках водят хоровод вокруг совсем не грозного крокодила. Но лягушки больше не брызгают на них водой. Так удивляет эта картина среди войны и разрушения. Фонтан был восстановлен после войны, а потом – демонтирован, как устаревший и не имеющий особой художественной ценности. Но этот символ Сталинградской битвы остался на кадрах хроники и всем врезАлся в память. Поэтому в 2013 году фонтан был восстановлен и торжественно открыт в присутствии Президента России (к юбилею битвы). Правда, пионеры стали как будто старше. Копия фонтана, каким он был в разрушенном виде, находится у мемориала – разрушенной мельницы.

 

 

Фотография солдата с пушистым котом

… Говорят, что якобы с кошками, которые бежали к своему дому, посылали воззвания к окружённым немецким солдатам, чтобы сдавались.

Ну, не знаю, могли ли вообще в таких условиях в городе уцелеть домашние животные, да и кот выглядит уж очень респектабельно. Кадр постановочный, но воспроизводящий реальные факты?

 

***

 

ДЕТИ

Интернет сейчас полон рассказами тех, кто был в годы Сталинградской битвы детьми. Одни чудом уцелели во время расстрела. Других перенаправляли под бомбёжкой через Волгу. Третьи вспоминают голод, холод, лишения и работу наравне со взрослыми. Подробные истории неисчислимы.

Но вот, пожалуй, самая поразительная история о, наверное, самом юном участнике войны (о нём читаем у С. Алексеева). В 1942 году Гене Виткову (Коротову) не исполнилось и 5 лет. Отец был на фронте. Израненная умирающая мама связала руки сыновей верёвочкой и отправила их по коммуникациям на поиски советских солдат. Дети были спасены, старший перенаправлен через Волгу – в тыл… и с ним все документы. Маленького Гену, очень слабого, отправлять побоялись, он остался при штабе В.И. Чуйкова, его приёмным отцом стал особист Витков. В тыл Гена так и не попал, даже когда вышел приказ вывезти с фронта несовершеннолетних, прошёл с отцом до Берлина, чтением стихов, песнями и шутливыми детскими высказываниями веселил бойцов. Форму ему сшили – по размеру. Называли иногда Войнушка, вспоминая одну из шуток Гены («Разве это война – так войнушка»), иногда Геннадий Сталинградович. Ведь фамилию маленький Гена… забыл.

Только через несколько лет после войны нашлись отец и брат Гены – Коротовы. Но он уже привык жить в семье приёмного отца и в ней остался – с фамилией Витков. А с семьёй брата всегда был дружен.

Был Геннадий Витков хорошим инженером. А вот внук его живёт в Канаде.

Первый художественный фильм о Сталинградской битве вышел уже в 1943 году! В том самом американском Голливуде. И был он – о детях, назывался «Мальчик из Сталинграда». Дети, бесспорно, в нём герои, но выглядят очень уж гламурно и ухожено – не как в реальности на войне. И, конечно, Голливуд, как всегда, не в ладах с историей и географией России.

А первый советский фильм о  Сталинграде 1944 г. был документальным, основан на хронике.

 

***

 

КНИГИ

Виктор Некрасов. В окопах Сталинграда.

Вышла уже в 1946 году. Автору – участнику войны удалось объединить абсолютную достоверность событий, книга словно написана на основе дневниковых записей или репортажной хроники. Главный герой лейтенант Керженцев имеет немало автобиографических черт. Книга невелика по объёму, но воспринимается, как некий эпический роман, написанный в жанре письма… или киносценария. Не показное мужество героев книги, некая лирическая недосказанность повествования заставляют вспомнить произведения классиков русской литературы.  

Книга полна неприукрашенной «окопной» правдой – историями простых солдат.

Автору при СССР доставалось от власти, он эмигрировал и умер за границей. Книга его вернулась к читателям только после перестройки.

Экранизация книги – 1956 г., название «Солдаты». Состоит из ряда отдельных новелл. Одна из первых больших ролей ждала в этом фильме Иннокентия Смоктуновского.

 

Ю. Бондарев. «Горячий снег»

В годы войны писатель Юрий Бондарев сам был артиллеристом. Поэтому он хорошо знал, как сражались артиллеристы лейтенанта Кузнецова (героя его романа) с танками  Манштейна и Гота, которые пытались пробиться на помощь окружённой в Сталинграде армии Паулюса.

В книге мы видим не только картины жестоких боёв и тяжёлого военного быта. «Горячий снег» - роман о любви, о дружбе, о душевной чистоте и лёгкости молодости, которую быстро вытесняет суровый и страшный жизненный опыт. Не случайно появляется на страницах фотоальбом убитой немки – это портрет морально гнилого фашистского общества.

В 1972 году снят известный фильм (реж. Г. Егиазаров) «Горячий снег». Запоминается в роли командира батареи Н. Ерёменко-мл. и Г. Жжёнов в роли генерала, вручающего оставшемся в живых артиллеристам ордена Красного Знамени со словами: «Спасибо за подбитые танки… Спасибо… Спасибо… Всё, что могу».

Сюжет фильма значительно отличается от сюжета книги, как и герои.

 

Василий Гроссман. За правое дело. Жизнь и судьба («Сталинград»)

Огромного объёма дилогию написал В. Гроссман – в годы войны он был военным корреспондентом и знал, о чём пишет. В центре повествования – история семьи, что происходило с ними в годы войны. Два тома разительно отличаются друг от друга. «За правое дело» В. Гроссмана заставили отредактировать в духе официальной идеологии. И читать бОльшую часть книги довольно-таки скучно. Живая жизнь, обжигающая правда осталась во 2-м томе – «Жизнь и судьба». Книгу, в которую В. Гроссман вложил много личного, выстраданного, печатать не разрешили, рукопись у автора отобрали и едва не уничтожили. А ведь В. Гроссман там писал, например, о гибели в немецкой оккупации своей матери. Драма с рукописью, говорят, привела писателя к болезни и преждевременной смерти. Только в годы перестройки книга «Жизнь и судьба» увидела свет. Толстый том читается на одном дыхании, персонажи очень живые. Однако, автор, пожалуй, без оснований наделяет простых солдат (защитников дома Павлова) собственным образом мыслей (о колхозах, политике и т.п.).

Экранизация:

В 2012 году вышел 12-серийный телевизионный фильм (реж. С. Урсуляк). Хорошие актёрские работы С. Маковецкого, А. Балуева, Е. Дятлова, С. Пускепалиса и других современных актёров. Фильм далеко не во всём совпадает с сюжетом романа. О том, что касается историзма военных сцен, то тюменский историк и краевед А. Петрушин сказал, что фильм очень точен в исторических деталях.

 

 

***

Для Красной Армии очень важна была моральная сторона этой трудной победы в Сталинграде. Она подняла боевой дух войск, солдаты почувствовали уверенность в своих силах, даже превосходство над врагом. Армейские подразделения,  прошедшие горнило Сталинграда,  стали элитой Красной армии:  эти части получили отныне звание гвардейских.

 

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь
Детской библиотеки имени Константина Яковлевича Лагунова